Особенности организации и проведения проверок органами контроля в условиях пандемии

Информационное сообщение

Прокуратура Сормовского района сообщает:

До конца года весь малый и средний бизнес освобожден от проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Исключение составляют проверки, вызванные ЧС либо причинением (угрозой причинения) вреда жизни и здоровью граждан, а также ряд иных проверок.
Так, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции порядок проведения проверок существенно изменен постановлением Правительство РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля …» (далее – Постановление № 438) (не распространяется на налоговый и валютный контроль).
1. Данным постановлением регулируется проведение плановых и внеплановых проверок (действие данного НПА не распространяется на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в рамках ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ).
2. Проверяемые хозяйствующие субъекты разделены на две группы.
В первую группу вошли субъекты среднего и малого предпринимательства, которые включены в реестр СМП, а также некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и НКО, включенных в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента). Во вторую группу вошли все иные юрлица и ИП.
В отношении первой группы лиц (МСП и НКО до 200 чел.) проводятся только внеплановые проверки.
Для второй группы установлено, что помимо указанных внеплановых проверок могут также проводиться плановые проверки (если их деятельность и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также, если в отношении используемых ими объектов установлен режим постоянного государственного контроля (надзора)).
Плановые проверки проводятся без выезда.
3. Внеплановые проверки (документарные и выездные, в частности проверки исполнения предписаний) проводятся по согласованию с органами прокуратуры в случае поступления информации о:
— конкретных фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан (угрозы причинения такого вреда);
— возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Кроме того, постановлением предусмотрена возможность проведения проверок на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации (с указанием конкретного юридического лица), а также требования прокурора (направленного в рамках надзора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям).
5. Важно, что указанные проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия (в том числе аудио- или видеосвязи).
Однако выезд должностных лиц органов контроля допускается в следующих случаях:
а) выезд должностных лиц органов контроля согласован органами прокуратуры;
б) возможность выезда предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.
6. Внесены коррективы и в ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ (ФЗ от 01.04.2020 № 98-ФЗ), в силу которых проведение проверки с нарушением указанных требований является грубым нарушением законодательства и их результаты подлежат отмене.
7. Для предпринимателей предусмотрена возможность получить отсрочку в проведении проверки исполнения ранее выданного предписания: решение принимается на основании поступившего ходатайства об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписания в течение 10 рабочих дней.
8. Для бизнеса сохранена возможность получения разрешительных процедур (лицензий и пр.).
В этой связи внеплановые проверки, необходимые для осуществления указанных процедур, являются обязательными для органов контроля. Проведение данных проверок согласования с органами прокуратуры не требует.
9. По-прежнему органы контроля обязаны размещать сведения о планируемых и проводимых проверках в Едином реестре проверок (), в частности в реестр вносятся данные об основаниях проведения проверок, их сроках, согласовании с органами прокуратуры.
Данные сведения доступны для всех заинтересованных лиц и могут быть использованы для оценки законности проведения проверок органами власти.
Порядок обжалования действий должностных лиц органов контроля и составленных ими документов.
Действия (бездействия) должностных лиц органов контроля, в том числе результаты проверки юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать:
— вышестоящему должностному лицу органа контроля;
— в органы прокуратуры (посредством обращения через интернет-приемную);
— в арбитражный суд.
Составленные по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях самостоятельному обжалованию не подлежат. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе представить свои возражения, а вынесенное по делу постановление в случае несогласия с ним обжаловать в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ (вышестоящему должностному лицу или в суд).
В случае нарушения прав предпринимателей действиями (бездействием) и решениями органов государственной власти и местного самоуправления заинтересованные лица могут обратиться в прокуратуру Нижегородской области, в том числе по средствам официального интерет –сайта.

Print Friendly, PDF & Email
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий