В Н.Новгороде начали судить экс-главу Марий Эл Леонида Маркелова

Print Friendly, PDF & Email

Он обвиняется в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями и хранении патронов

В Нижнем Новгороде начался громкий судебный процесс над бывшим главой Республики Марий Эл Леонидом Маркеловым, руководившего республикой на протяжении 16 лет. Он обвиняется в получении 235 млн руб. взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ), двух эпизодах злоупотребления должностными полномочиями (ч.2 ст. 285 УК РФ) и незаконном хранении патронов (ст. 222 УК РФ).

Вместе с Маркеловым перед судом предстали бывший директор ООО «Телекомпания 12 регион» Наталья Кожанова, которая обвиняется в посредничестве при передаче взятки (ст. 291 УК РФ), и бывший министр сельского хозяйства республики Ираида Долгушева, обвиненная в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.2 ст. 285 УК РФ).

Маркелов и Кожанова находятся под арестом, Долгушева — под подпиской о невыезде.

Несмотря на то, что преступления, которые вменяют в вину подсудимым происходили в Республики Марий Эл, территориальная подсудность уголовного дела была перенесена в Нижний Новгород по ходатайству Генеральной прокуратуры РФ, посчитавшей, что рассмотрение дела в Йошкар-Оле будет рассмотрено предвзято из-за тесных связей Маркелова как экс-главы региона с местной судебной системой.

Нижегородским журналистам данный судебный процесс не очень интересен, у нас своих «коррупционеров» хватает, а марийские коллеги по вполне понятным причинам не могут командировать в Н.Новгород своих корреспондентов.

Поэтому «Криминальная хроника» попробует, насколько это возможно конечно, максимально подробно осветить данное судебное разбирательство.

Итак, со слов адвокатов, суть дела по обвинению «Маркелова и К» в следующем:
в начале 2000-х годов после развода с женой Ириной, которой принадлежало ОАО «Тепличное» — одно из крупнейших предприятий в республике по выращиванию овощных культур, женщина оставляет предприятие мужу — Леониду Маркелову.

Поскольку тот является главой республики и не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, предприятие записывают на жену его отца (мачеху) — Татьяну Маркелову.

В Марий Эл имеется также другое крупнейшее предприятие — птицефабрика «Акашевская», которой тогда владел предприниматель Николай Криваш. Данная птицефабрика не только самое крупная в республике, но и входит в тройку крупнейших предприятий России про производству мяса птицы.

Птицефабрика обеспечивает занятостью более 5 тысяч человек, и продукция ее кормит не только жителей Марий Эл и соседних регионов, но и поставляется на экспорт.

В 2013-14 годах Николай Криваш решил приобрести предприятие «Тепличное». В то время как раз было эмбарго на поставку овощей-фруктов из Турции, и на российских овощах можно было заработать.

Сделка состоялась, и партнеры бизнесмена Криваша расплатились с мачехой Маркелова векселями на сумму 235 млн рублей. Оплата производилась частями на протяжении двух лет.
Купля-продажа «Тепличного» была совершена через директора ООО «Телекомпания 12 регион» Наталью Кожанову, которая действовала по доверенности от имени Татьяны Маркеловой.

Именно эту сделку по продаже «Тепличного» следователи и посчитали мнимой, назвав ее взяткой (ст. 290 УК РФ в отношении Маркелова и ст. 291 УК РФ (посредничество) в отношении Кожановой — прим «КХ»).

Якобы преступники Криваш и Маркелов договорились: первый покупает «Тепличное», а второй, как глава региона лоббирует его интересы и обещает господдержку в виде субсидирования процентных ставок по кредитам: и на развитие «Тепличного», и на курятник — птицефабрику «Акашевская».

Но в то время в стране начался кризис, и государство стало хуже кредитовать предприятия. Это явилось сильным ударом для бизнеса Криваша, поскольку без господдержки некогда активно развивающееся предприятие стало терять прибыль и в итоге могло обанкротиться. Речь шла уже не сколько о модернизации производства, не хватало средств на банальные корма для птицы.

Такая ситуация с «Акашевским» беспокоила и Маркелова: в регионе «погибало» регионообразующее предприятие, терялись налоги. Без соответствующей господдержки могла идти речь о росте социальной напряженности и сокращении на предприятии работников.

Маркелов вместе с Кривашом едут на прием к Путину, где докладывают ему о возникших проблемах на крупнейшей в России птицефабрике и просят помощи. Тот дает команду рассмотреть вопрос о кредитовании российского предприятия.

В общем, в итоге в отношении Маркелова возбудили уголовное дело в получении взятки. Николай Криваш в декабре 2016 года был вынужден продать птицефабрику «Акашевская» агрохолдингу «Агрокомплекс имени Н. И. Ткачёва» (владелец — бывший губернатор Краснодарского края и бывший министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев) по крайне низкой цене.

Опасаясь уголовного преследования за дачу взятки, Николай Криваш уезжает на лечение в Израиль, откуда не возвращается. В настоящее время по обвинение в даче взятки он находится в международном розыске.

Кроме взятки бывшему главе республики Маркелову вменяется два эпизода злоупотреблении должностными полномочиями. Первый эпизод связан с личной охраной главы республики, которую тот нанял сам, но услуги телохранителей оплачивались из республиканского бюджета, что не было прописано законодательно. Ущерб нанесенный бюджету составил 8 млн рублей.

Второй эпизод связан непосредственно с получением субсидий для нужд региона. Якобы министерство сельского хозяйства республики, возглавляемое Ираидой Долгушевой, которое готовило документы о получении госсубсидий для птицефабрики.

Также Леониду Маркелову вменяется незаконное хранение боеприпасов. При обыске в его доме (Леонид Маркелов увлекается охотой — прим. КХ) спецслужбы нашли 30 патронов к оружию, используемого исключительно сотрудниками спецслужб. При этом оружия, из которого Маркелов мог стрелять такими патронами у него не имеется.

***

Бывший губернатор и его «подельники» вины не признают.

В перерыве предварительного судебного заседании 23 апреля 2019 года адвокаты обвиняемых рассказали, что они были обескуражены тем, что суд официально не уведомил их о начале судебного процесса, и, приехав в Нижний Новгород, они увидели в зале защитников по назначению. Назначенным нижегородским адвокатам обвиняемые заявили отводы, но суд оставил их в процессе.

Зато по ходатайству представителей Генпрокуратуры РФ была отстранена от участия в деле одна из адвокатов Леонида Маркелова Людмила Айвар: ее отвели из-за того, что она также защищала интересы экс-владельца птицефабрики «Акашевская» Николая Криваша.

Жалобу в Европейский суд также подготовила защитник Наталья Кожановой Арина Субботина

По мнению защиты, громкое уголовное дело изначально было сфабриковано для того, чтобы «отжать птицефабрику» у господина Криваша, а также другого имущества.

В рамках возбужденного уголовного дела на различные объекты недвижимости в республике, общей стоимостью более 1,5 млн рублей был наложен арест. По мнению следствия, все они явно или косвенно принадлежат Леониду Маркелову.

Защита назвала доводы следствия надуманными, признав, что родственники или близкие экс-главы имеют части долей в некоторых предприятиях.

Тем не менее, доводы следствия, по мнению стороны защиты, строятся лишь на словах, как в известной сказке про «Кота в сапогах»:

— А чье это поля?
— Маркиза Карабаса
— А чьи это леса?
— Маркиза Карабаса.

На судебном заседании 23 апреля обвинение также выступило с ходатайством о продлении меры пресечения Маркелову и Кожановой на 6 месяцев.

По словам адвокатов, в ближайшее время в Нижегородский райсуд поступит ходатайство органов гособвинения об изъятии указанного имущества в доход государства, как добытое преступным путем.

После этого оно будет реализовано по низким ценам людям из окружения экс-полпреда Президента в ПФО Михаила Бабича, занимающего сейчас пост Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Республики Беларусь.

Именно его Леонид Маркелов считает инициатором возбуждения в отношении себя уголовного дела.

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Прохожий

    Совсем журналисты разучились русским языком писать: что за жаргонизм «подельники» ?… Нет такого термина в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Есть соучастники преступления. Уголовники что ли статьи пишут ?, скоро совсем на «феню» перейдут: поцаки, фраера и пр.

    Ответить