Государство предлагает сделку «Комитету против пыток»

Print Friendly, PDF & Email

Правозащитники отзывают три жалобы в Евросуде, а за это «их клиентам» выплатят компенсации

Уполномоченный РФ в Европейском суде по правам человека Георгий Матюшкин предлагает общественной организации «Комитет против пыток» заключить мировые соглашения по трем делам, к рассмотрению которых готовятся в Страсбурге. Речь идет о жалобах трех нижегородцев, пострадавших от пыток в полиции в 2008 году.

Правозащитники считают подобное предложение со стороны государства беспрецедентным и объясняют его желанием избежать очередного пилотного постановления Евросуда, которым тот традиционно требует от стран, нарушивших Европейскую конвенцию, корректировать правовое законодательство.

В МРОО «Комитет против пыток» (КПП) обратился уполномоченный РФ в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Георгий Матюшкин с предложением заключить мировое соглашение по трем делам, находящимся на рассмотрении в Страсбурге. Всем заявителям, которых представляют правозащитники, предлагается обозначить приемлемую сумму компенсации за перенесенные страдания.

Как пояснили в КПП, речь идет о делах трех жителях Нижегородской области, которые пострадали от пыток в полиции и не смогли добиться справедливости в России. Так, нижегородец Сергей Горщук обратился в Комитет против пыток в 2008 году с жалобами на истязания сотрудниками Канавинского РУВД Нижнего Новгорода, которые заподозрили его в краже. Полицейские начали избивать его прямо в доме, куда приехали задерживать, а позже затолкали в машину и доставили в здание РУВД, где в течение нескольких часов запугивали и избивали, пытаясь принудить к самооговору.

В результате «общения» со стражами порядка у Сергея Горщука образовались кровоподтеки и ссадины. В том же году за помощью к правозащитникам обратился житель Сарова Сергей Фартушин. Его подозревали в кражах из гаражей. Выбивая признание, один из оперативников прыгал у закованного в наручники Сергея Фартушина на голове. Долгое время его удерживали в кабинетах уголовного розыска, не давая пить и есть. А когда состояние задержанного ухудшилось (его рвало с кровью), сотрудники УВД не оказали ему медицинскую помощь.

Третий нижегородец Сергей Ляпин был задержан сотрудниками Володарского РОВД Нижегородской области по подозрению в серии краж весной 2008 года. Избив его, сотрудники милиции подключили к его кистям электроды. Чтобы криков задержанного никто не услышал, милиционеры заткнули жертве рот. После этих «следственных действий» мировой судья приговорил Сергея Ляпина к пяти суткам административного ареста «за оказание сопротивления сотрудникам милиции». «Скорую» вызвали уже в спецприемнике.

В больнице подозреваемому диагностировали «сотрясение головного мозга, ушиб области шеи, ушиб грудной клетки, термические ожоги обеих кистей». Ни в одном из трех случаев добиться возбуждения уголовного дела не удалось.

Предложение государства заключить мировые соглашения в КПП называют беспрецедентным шагом, на который решено пойти, чтобы избежать вынесения очередного пилотного постановления ЕСПЧ, которое обычно сказывается на международном имидже страны. «Пилотное постановление – это не обычное решение Европейского суда.

Это результат выявления в рамках отдельного дела системных проблем, приведших к нарушению Европейской Конвенции, — поясняет руководитель отдела международной защиты МРОО «Комитет против пыток» Ольга Садовская. — В постановлении прописывается список мер, необходимых для исправления ситуации.

В отношении России уже было вынесено несколько подобных пилотных постановлений, в которых от государства-ответчика уже в конкретной форме и в конкретные сроки потребовали решения проблем на системном уровне, то есть изменения законодательной базы, правоприменительной практики и тому подобное».

Первое пилотное постановление в отношении России было вынесено ЕСПЧ по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» в 2009 году. Оно касалось неисполнения или задержек в исполнении решений внутригосударственных судов. В постановлении были прописаны требования в течение года законодательно урегулировать проблему компенсаций за судебную волокиту и неисполнение судебных решений.

В мае 2010 года соответствующий закон был принят. Второе пилотное постановление (по итогам рассмотрения дела «Ананьев против России») было вынесено в январе 2012 года. Этот документ обязал российские власти срочно принять меры к устранению «бесчеловечных или унижающих достоинство» условий содержания заключенных в СИЗО. Программу таких мер Россия должна подготовить в сотрудничестве с Комитетом министров Совета Европы в течение шести месяцев после вступления постановления в силу.

По словам Ольги Садовской, беспрецедентное предложение о мировом соглашении касается «случаев типичных и очень ярко иллюстрирующих сложившуюся систему применения пыток и неэффективного расследования жалоб на них». «Но даже если мировые соглашения не позволят вынести очередное пилотное постановление, это неплохо, — продолжает госпожа Садовская. – В будущем при рассмотрении аналогичных дел на национальном уровне мы сможем ссылаться на позицию государства».

По мнению директора нижегородского представительства юридической группы «Яковлев и партнеры» Татьяны Кормилицыной, предложение со стороны государства довести дело до мирового соглашения отчасти означает признание своей вины. По словам эксперта, таким образом ответчик желает подстраховаться от возможных аналогичных жалоб граждан.

«Государство жертвует малым, чтобы в будущем избежать очереди истцов по похожим делам, — считает Татьяна Кормилицына. — Ответчик уходит от детального исследования дел и как результата максимального присуждения компенсаций за нарушение прав и интересов истцов». Впрочем, сами подзащитные готовы пойти на мировую в случае не только определенных денежных компенсаций, но и публичных извинений за пытки. Эти условия будут предметом обсуждения возможных мировых соглашений.

Антон Прусаков   «Коммерсант Приволжье»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений