Суд арестовал второго фигуранта по делу Новоселова — экс-опера Романа Маркеева

Print Friendly, PDF & Email

Напомним, он и его экс-начальник полковник Воронин обвинены в похищении человека

Как сообщает Межрайонная общественная организация «Комитет против пыток» на вчерашнем заседании Нижегородского районного суда было принято решение о заключении под стражу второго фигуранта дела Александра Новоселова — бывшего оперуполномоченного отдела по раскрытию серийных и заказных убийств ГУВД по Нижегородской области Романа Маркева.

В ходе вчерашнего судебного заседания по избранию меры пресечения следователь Илья Филоненко сообщил, что следствием были получены дополнительные доказательства наличия в действиях бывших сотрудников милиции Романа Маркеева и Евгения Воронина признаков особо тяжких преступлений, предусмотренных пп. «а, в, г» ч. 2 ст. 126 УК РФ («Похищение человека группой лиц») и пп. «а, б» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия»).

Судья Нижегородского районного суда Алексей Главинский согласился с доводами следователя о том, что обвиняемые могут оказать давление на свидетелей либо иными способами повлиять на следствие, и удовлетворил ходатайства следователя о заключении обвиняемых под стражу.

В итоге, Роман Маркеев (в 2004 году – старший оперуполномоченный межрайонного отдела милиции по раскрытию серийных и заказных убийств при ГУВД Нижегородской области) и Евгений Воронин (в 2004 году – начальник этого отдела) были заключены под стражу до 1 апреля 2018 года.

Ранее в рамках доследственной проверки по заявлению Новоселова «эксперт УФСБ России по Нижегородской области дал заключение № 33 от 07.04.2017, указав, что в разговоре, зафиксированном на пленке видеокассеты с записью оперативного эксперимента, содержатся голос и речь, которые принадлежат Сорокину О.В.».

Напомним, в мае 2005 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратился Александр Новоселов, который сообщил, что 27 апреля 2004 года около десяти часов утра на площади Свободы к нему подошли незнакомые мужчины и стали затаскивать в стоящий рядом автомобиль. Новоселова при этом избили. Дальше его отвезли в лес в Балахнинском районе Нижегородской области. Туда же подъехал джип белого цвета, из которого вышли несколько мужчин, один из приехавших, по словам Новоселова, был похож на бизнесмена Олега Сорокина.

Мужчины угрожали Александру пистолетом и избили его, обвиняя в покушении на этого предпринимателя. Человек в камуфляже даже засунул ему в рот дуло пистолета, разбив при этом ему губу. Александр продолжал говорить, что ничего не знает, после чего ему на голову надели пакет и стали душить. Мужчина, похожий на Сорокина, сказал: «Достаньте топор, отрубим ему ногу». Тогда другой мужчина достал из машины охотничий топорик. Александр, испугавшись за свою жизнь, был вынужден написать явку с повинной. Его признание также записали на видеокамеру.

В результате избиения у Александра впоследствии были зафиксированы телесные повреждения в виде множественных ушибов, сотрясения головного мозга, ушиба правой почки и другие.

Искать правду Новоселов отправился в прокуратуру. Однако следственный орган по результатам проверки сообщения о преступлении в итоге отказался возбуждать уголовное дело в отношении милиционеров. Мотивировка была проста и незатейлива: мол, описанное действо являлось оперативным экспериментом, проводимым сотрудниками ГУВД по Нижегородской области, в котором участвовал «сотрудник, загримированный под внешность Сорокина О.В.».

Не сумев добиться справедливости на национальном уровне, 24 декабря 2005 года юристы Комитета против пыток в интересах Александра Новоселова подали жалобу в Европейский суд по правам человека.

28 ноября 2013 года ЕСПЧ вынес по ней постановление. Страсбургские судьи установили, что Новоселова пытали представители государства, а расследование этого факта прокуратурой было «поверхностное» и «формалистское». Европейский суд обязал тогда Россию выплатить Новоселову 27 500 евро.

В связи с вынесенным постановлением ЕСПЧ, 12 ноября 2014 года Верховный Суд Российской Федерации постановил возобновить производство по жалобе Новоселова ввиду новых обстоятельств, однако уголовное дело было возбуждено лишь 2 августа 2017 года, — говорится в сообщении общественной организации.

Как сообщала ранее «Криминальная хроника», перед арестом Романа Маркеева, суд принял решение заключить под стражу его руководителя — полковника полиции в отставке Евгения Воронина.

Напомним, Нижегородский райсуд вечером в понедельник рассмотрел ходатайство об изменении меры пресечения полковнику Евгению Воронину, в 2000-х годах возглавлявшему отдел уголовного розыска по раскрытию серийных и заказных убийств. В августе прошлого года офицера на пенсии обвинили в превышении полномочий с применением насилия и похищении человека.

Напомним, расследуя покушение на тогдашнего руководителя группы «Столицы Нижний» Олега Сорокина, оперативники в апреле 2004 года насильно вывезли в лес Александра Новоселова (помощника депутата Михаила Дикина, впоследствии осужденного за попытку убийства бизнесмена), имитируя его похищение «братвой».

Потерпевший Новоселов утверждал, что его похитили на пл. Свободы и увезли на Mercedes Олега Сорокина. В лесу, по его словам, его били и стреляли над ухом, добиваясь показаний, а затем отвезли на допрос в отдел к полковнику Воронину.

На протяжении 13 лет в Следственном комитете, изучая рассекреченные документы этого ОРМ «Оперативный эксперимент», не видели состава преступления, но летом прошлого года возбудили уголовное дело против бывших сотрудников угрозыска Евгения Воронина и Романа Маркеева (оба находились под подпиской невыезде — „Ъ“).

Необходимость ареста отставного полковника следователь СК Игорь Филоненко объяснил тем, что Александру Новоселову в октябре прошлого года с незнакомого номера пришло смс-сообщение с угрозами и требованием изменить показания.

В ходе проверки найти отправителя не удалось (телефон и сим-карта были зарегистрированы на нижегородца, который не помнил, как их лишился). Однако потерпевший Новоселов в суде заявил, что считает это делом рук бывших оперов, либо их окружения.

Следователь Филоненко сообщил, что Евгений Воронин с Романом Маркеевым с событий 2004 года «на протяжении 13 лет создавали алиби Олегу Сорокину, скрывая факт его участия в оперативно-розыскном мероприятии».

Только после аудио — и видеоэкспертиз записи ОРМ было установлено, что Олег Сорокин присутствовал при событиях в лесу, сообщил следователь, и обвиняемый полковник это подтвердил на допросе.

Евгений Воронин сообщил, что он не нарушал закон, а прокуратура и СК сами виноваты в том, что на протяжении 13 лет не возбуждали уголовное дело. «Было то ли 14, то ли 16 проверок. В рамках проверочных материалов я был не вправе разглашать засекреченную информацию об участниках ОРМ. Был план мероприятия, все было утверждено Цыгановым (тогдашний начальник службы криминальной милиции Виктор Цыганов — „Ъ“)», — рассказал полковник в отставке.

Показания, касающиеся материалов оперативно-розыскной деятельности (ОРД), по его словам, он мог дать только в рамках уголовного дела, что и сделал.

Что касается анонимного смс-сообщения, адвокат Андрей Юдин подчеркнул, что мнение следователя бездоказательно и напоминает обвинение сирийского президента Асада в химической атаке.

«Воронину невыгодно такое смс, оно выгодно его противникам», — добавил защитник, попросив в крайнем случае отправить заслуженного работника МВД под домашний арест. Сын Евгения Воронина подтвердил, что готов предоставить уход за отцом, соответствующий требованиям домашнего заключения.

Однако судья Алексей Главинский решил отправить 60-летнего полковника в СИЗО на срок до 1 апреля. Когда верстался номер, суд приступил к рассмотрению второго ходатайства об аресте бывшего старшего оперуполномоченного Романа Маркеева.

Перед тем, как полковника Воронина увели, он сообщил „Ъ“, что весь оперативный эксперимент проходил в рамках федерального закона об ОРД, который позволяет в экстренных случаях причинять вред лицам, если он необходим для пресечения или раскрытия преступлений.

За судебными арестами бывших сыщиков пришел понаблюдать и Михаил Дикин, отсидевший более 11 лет за покушение на Олега Сорокина.

Добавим, что суд в постановлении об аресте полковника Воронина цитировал аргументы следствия, которое считает вице-спикера Олега Сорокина «соучастником» в похищении Александра Новоселова в 2004 году.

Кроме того, судья сослался на довод о том, что окружение господина Сорокина может попытаться подкупить свидетелей из числа бывших сослуживцев обвиняемых, чтобы они дали выгодные показания.

­Исходя из этого, Олегу Сорокину, арестованному по другому уголовному делу о взятке, в ближайшее время могут предъявить дополнительное тяжкое обвинение, предположил собеседник „Ъ“.

По уголовному делу против бывших оперов депутат пока проходит свидетелем.

***

Дело полковника Воронина

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений