В деле о контрабанде иномарок стали пропадать улики

Print Friendly, PDF & Email

Родные обвиняемых подозревают следствие в незаконной продаже арестованных автомашин

 

Без «крыши» над ООО

«Новая газета в Нижнем Новгороде»

Пока страну сотрясают антикоррупционные скандалы, затрагивающие прокуратуру, МВД и следственные органы, Нижегородская область имеет все шансы стать тихой гаванью для мафии в погонах.

Несмотря на обилие громких заявлений, связанных с расследованием «дела о контрабанде иномарок», возбуждённого в конце 2008 года в отношении нижегородских коммерсантов, помимо громких заявлений СКП о раскрытии многомиллионных хищений бюджетных денег и пойманных за руку «оборотнях», — узнать из прессы в общем-то нечего. «Новая» в Нижнем» решила ликвидировать этот досадный пробел.

СКП уполномочен заявить

Дело № 82119 было возбуждено Нижегородским отделом Приволжского следственного управления на транспорте СКП РФ по ч. 4 ст. 188 УК РФ («контрабанда, совершённая организованной группой») в отношении руководителей ООО «Фаворит», занимавшегося перепродажей зарубежных автомобилей в России, и сотрудников таможни.

По первоначальной версии следствия, руководители «Фаворита» проводили автомобили через таможню по поддельным документам с заниженной стоимостью, что позволило им «сэкономить» как минимум 15 млн руб.

При этом фирма с ежемесячным оборотом в 100—120 млн руб. продавала через автосалоны более 100 новых и подержанных автомобилей марок Lexus, Toyota, BMW, Porsche и других в месяц. Всего же за три года, с 2005 по 2008, при помощи сотрудников таможни было ввезено свыше 1900 «контрабандных» машин.

29 октября 2008 года в рамках совместной операции оперативно-розыскного бюро по экономическим и налоговым преступлениям (ОРБ по ЭНП) ГУ МВД по ПФО, Приволжской оперативной таможни и отдела собственной безопасности Приволжского таможенного управления (ССБ ПТУ) были арестованы предприниматели Андрей Парыгин, Евгений Лазарев и Андрей Попов, а также инспектор ОТО и ТК № 1 Сормовского таможенного поста, через который, якобы, проводились махинации, Александр Савеличев (в отношении него было возбуждено ещё и дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ — халатность).

Вскоре после арестов следствие заявило о том, что ущерб от недоплаты только таможенных платежей без учета налогов предварительно оценивается в 100 млн рублей, однако сумма вскоре может вырасти до нескольких миллиардов.

10 декабря был арестован пятый подозреваемый в сообщничестве с руководителями «Фаворита» — и.о. заместителя начальника Нижегородской таможни Юрий Волков, работавший с 10 ноября 2006 года в должности начальника Сормовского таможенного поста.

По версии следствия, чиновник за мзду закрывал глаза на махинации, производящиеся на таможне. В отношении Волкова было выдвинуто обвинение в совершении преступлений по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ («получение взятки в особо крупном размере»).

Названа была и «цена вопроса» — 463 576 рублей, стоимость «контрабандного» Lexusа, фигурирующего в качестве взятки. В заявлении СКП, сделанном сразу же после ареста Волкова, экономический ущерб от действий «преступной группы» составляет уже 500 млн рублей.

Далее, судя по материалам прессы, следствие углубилось в изучение доказательств по предъявленным громогласным обвинениям, — это продолжается до сих пор.

Теперь обернёмся к другой стороне дела, о которой еще не писали. Нижеизложенное является сжатым пересказом обращений Попова и Парыгина к президенту РФ, их заявлений в прокуратуру и ФСБ, а также прочих документов, копии которых имеются в распоряжении редакции.

«Бог велел делиться!»

В августе 2008 года офис ООО «Фаворит» посетил гость. Показав удостоверение опер­уполномоченного ОРБ МВД по ПФО на имя Дмитрия Коршунова, господин стал интересоваться работой фирмы, перейдя к предложению её руководителям с ним «работать».

Получив отказ, господин удалился, дав время на размышления. Посовещавшись, сотрудники «Фаворита» решили, что предложение оперативника, состоявшее по сути в «крышевании» фирмы, — «разводка», поскольку никаких проблем с Законом у них нет, — в итоге, господин получил отказ. Через некоторое время визит повторился — с аналогичным исходом.

Следующий приход гостя из ОРБ состоялся за месяц до громких арестов по делу о контрабанде организованной группой — когда Коршунов пришел с проверкой «Фаворита» на использование нелицензионного программного обеспечения.

Не найдя признаков контрафакта, он ещё раз поинтересовался, не «созрели» ли руководители фирмы для «сотрудничества», и в очередной раз получил отказ. А 29 октября 2008 года Коршунов явился в «Фаворит» уже в сопровождении автоматчиков, заявив, что все документы изымаются, а руководители фирмы — арестованы.

В тюрьме Парыгина и Попова (СИЗО, расположенном на проспекте Гагарина) регулярно навещали заместитель начальника СИЗО по безопасности Шевырёв и заместитель начальника ГУФСИН по Нижегородской области по экономической безопасности Гаранин.

Они рассказали арестованным, что цель заведения уголовного дела — получение денег, а все обвинения с предпринимателей будут сняты после получения 40 млн рублей.

При этом Гаранин объяснял, что его друг Мангушев состоит в дружеских отношениях с нижегородским транспортным прокурором Юдиным и начальником Приволжского СУ на транспорте Соколовым, которые тоже «в доле».

На вопросы, почему сумма столь велика, тюремные начальники объясняли, что «в цепочке» много людей, деньги нужно дать всем и «торг здесь не уместен». Все беседы происходили в кабинете Шевырёва.

Через некоторое время в качестве визитера к подозреваемым наведался и оперативник ОРБ Коршунов, пришедший вместе с сотрудником ССБ ПТУ Степановым. Всё в том же кабинете, в присутствии его хозяина, они подтвердили слова о 40 млн и возможном закрытии дела.

Более того, подозреваемых два раза вывозили из СИЗО в транспортную прокуратуру, где Попов и Парыгин имели беседу с Юдиным и Сокловым, о которых уже были наслышаны. Эти люди показали полную осведомленность в ситуации с вымогательством сорока миллионов и визитах вымогателей в СИЗО, и сообщили предпринимателям, что их судьба находится в их же руках, из чего предприниматели сделали единственно возможный вывод — транспортная прокуратура действительно «в доле» с ОРБ, следствием и таможней.

Слово и дело

Однако «тянуть резину» предпринимателям становилось всё сложнее, от уговоров вымогатели начали переходить к действиям. Так, после одного из визитов Коршунова и Степанова в СИЗО, Парыгин получил травму головы.

Кроме того, господин Коршунов нанес визит в школу, где учится сын Парыгина Кирилл, где в присутствии мальчика, его матери и классного руководителя рассказал, что отец Кирилла — вор и бандит, и надолго сядет в тюрьму. Этот разговор слышали одноклассники Кирилла. После этого у мальчика произошёл нервный срыв, и он некоторое время не ходил в школу.

Чтобы придать вес угрозам вымогателей «сгноить в тюрьме» в том случае, если предприниматели не отдадут деньги, озвученным тем же Коршуновым, третий коллега Парыгина и Попова — Евгений Лазорев по распоряжению следователя Рогова был ­этапирован в пользующийся дурной славой ПФРСИ ИК-14 ГУФСИН по Нижегородской области.

Про это учреждение говорят, что в нём выбиваются любые явки с повинной и показания, и «ломаются» самые твёрдые люди. Лазорева в ИК-14 также «навещали» Коршунов и Степанов, требуя дать показания против коллег и угрожая возбуждением уголовного дела против его дочери. По возвращению из ИК-14 Лазорев долгое время находился на лечении тюремной больнице.

Вскоре после этапирования Лазорева директор «Фаворита» Попов имел разговор с замом ГУФСИН по безопасности Гараниным, который предложил новую схему получения средств от предпринимателей. План заключался в получении средств «натурой», то есть автомобилями «Фаворита», находящимися на стоянке в финском порту, поскольку получить с предпринимателей деньги не получается.

На момент возбуждения уголовного дела партия из сотни автомобилей готовилась «Фаворитом» к ввозу в Россию. Сведения о них были почерпнуты вымогателями из материалов уголовного дела.

В подтверждении своих слов Гаранин показал Попову один из изъятых в ООО «Фаворит» документов, находящихся в распоряжении следователя Рогова. На листке были напечатаны модели и VIN-коды автомобилей этой партии.

От Попова требовалось лишь подписать доверенности на получение автомобилей (документы на эти автомобили были изъяты в ООО «Фаворит» в ходе обыска), а также доверенность на получение наличных средств со счетов «Фаворита». В том случае, если Попов отказывался от «сделки», его ожидала судьба Лазорева. В случае согласия Попова, Лазорева обещали вернуть из ИК-14.

Через несколько дней Гаранин вновь «беседовал» с Поповым. На этот раз у него находились документы на автомобили, также из материалов уголовного дела, и чистые бланки доверенностей. Попов подписал предложенные бумаги, зная о том, что американские партнеры «Фаворита» из компании Interboro Auto Mall inc. не дадут своё согласие на транспортировку автомобилей, как и банк откажет в выдаче наличных, в силу ранних договорённостей с Поповым.

Не сумев забрать финские машины «Фаворита», вымогатели, пользуясь документами, изъятыми в ходе обыска, украли три автомобиля BMV X3, два Subaru Forester и два автовоза Renault, находящиеся в Нижнем Новгороде. Операция была осуществлена при помощи «знакомого» руководителей ООО «Фаворит» Михаила Павлинова, оказавшегося подельником вымогателей.

Через несколько дней Попова и Парыгина завели в пустую камеру. Затем в неё вошёл Гаранин, который сообщил, что «за обман надо платить», и следом за ним пять-шесть человек. Предпринимателей жестоко избили.

Как следует из ответа на адвокатский запрос в тюремную больницу, куда Парыгин смог попасть только через несколько месяцев постоянных заявлений с жалобами на самочувствие после избиения, диагноз подтверждает нарушения мозговой деятельности вследствие травмы головы. Парыгин пробыл на лечении два месяца, с 25 ноября 2009 года по 25 января 2010 года. Также у него были сломаны два ребра.

Пыль в глаза

Никаких следственных действий за долгие месяцы содержания предпринимателей под стражей также не производилось: все заинтересованные лица ждали «фаворитовских» денег, чтобы закрыть дело. Когда же стало понятно, что денег от предпринимателей не будет, возникла необходимость отчитываться о проведённом расследовании.

Однако в громком деле, поданном в прессе как «преступление века», до сих пор не было ни одного оперативного материала, свидетельствующего о виновности подозреваемых. Таким материалам просто неоткуда было взяться, ведь само дело было возбуждено лишь для того, чтобы «раскулачить» «Фаворит», чем и занимались представители ОРБ по ЭНП и ССБ ПТУ, которые официально вели оперативную разработку по делу, — Коршунов и Степанов.

После очередной жалобы на ход следствия, в транспортную прокуратуру был вызван Захаров, который подтвердил причастность следователя Рогова к хищению автомобилей. Однако последний не только не был даже отстранён от должности на время проверки, но и продолжил следствие по ранее возбужденным делам в отношении ООО «Фаворит»

Обвиняемые продолжали отрицать свою вину. Чтобы получить хоть какие-то доказательства, следователь Рогов начал требовать у Попова и Парыгина поставить подписи под составленными им показаниями против сотрудников таможни, в которых сообщалось, что встать на преступный путь сотрудников ООО «Фаворит» подтолкнули именно они.

В частности, и.о. ­замначальника Нижегородской таможни Волков, якобы получил от предпринимателей деньги. Зная, в какое время Волков находился в отпуске за границей, предприниматели поставили в показаниях именно эту дату передачи денег.

Тогда-то, в феврале 2010 года в прессе вновь зазвучали громкие заявления СКП о том, что расследование «контрабандного» дела вышло на новый уровень. Якобы, следствие собрало доказательства, достаточные для предъявления фигурантам обвинения по ст. 210 УК РФ — «организация преступного сообщества».

Причём в заявлении фигурировала сумма ущерба уже не в 500 млн рублей, а в те самые 40 млн, которые вымогатели требовали у коммерсантов. К набору инкриминируемых статей также добавились ч. 2 ст. 194 («уклонение от уплаты таможенных платежей») и ч. 4 ст. 174 УК РФ («отмывание» денежных средств»). По совокупности сроков наказания «преступное сообщество» из пяти человек явно шло на пожизненное заключение. Однако этим мечтам не суждено было осуществиться, в силу того, что дело окончательно развалилось.

Разбитое корыто

Находясь в СИЗО, Парыгин и Попов продолжали защищаться. Обращались в прокуратуру и ФСБ, требуя возбудить уголовное дело за вымогательство и кражу автомобилей, писали письма в инстанции всех уровней, жаловались на следствие.

Когда дело за № 82450 по ст. 163 УК РФ («вымогательство») всё-таки было возбуждено, предприниматели с удивлением узнали, что вести его будет тот же следователь Рогов, а контролировать расследование назначен непосредственный начальник Рогова Соколов. Замначальника службы безопасности таможни Степанов также был включен в состав следственной группы.

Через несколько дней Попова и Парыгина завели в пустую камеру. Затем в неё вошёл Гаранин, который сообщил, что «за обман надо платить», и следом за ним пять-шесть человек. Предпринимателей жестоко избили

Видимо, поэтому из дела исчезли медицинские документы, указывающие на виновность Коршунова и Степанова, которые вместо подозреваемых пошли свидетелями по делу. Естественно, что и никакого расследования роли самого Рогова, Соколова и Юдина не проводилось.

В обвинительном заключении по делу говорится о том, что 40 млн вымогали за создание хороших условий содержания в СИЗО сотрудниками ФСИН, а не сотрудниками следствия и прокуратуры и за закрытие уголовного дела. Вскоре после возбуждения дела при невыясненных обстоятельствам погиб один из его главных фигурантов — начальник СБ СИЗО Шевырёв, в кабинете которого происходили все переговоры между вымогателями и предпринимателями. 31 декабря 2009 года он «упал с пятого этажа».

11 ноября 2010 года Советский районный суд вынес обвинительный приговор в ­отношении начальника отдела экономической безопасности ГУФСИН Сергея Гаранина и приговорил его к девяти годам лишения свободы. Подельников вымогателей Игоря Мангушева и Михаила Павлинова — к пяти и шести годам лишения свободы условно.

Однако судебная коллегия облсуда сочла, что дело было рассмотрено со значительными нарушениями закона. В частности, в обвинительном заключении не было указано, в какой преступный сговор вступили подсудимые, как они намеревались завладеть деньгами или имуществом и на совершение какого преступления у них был умысел.

Дело было направлено на новое рассмотрение в новом составе суда в первую инстанцию. 14 февраля 2011 года Советский районный суд возвратил дело в прокуратуру на доследование и устранение нарушений.

Самим предпринимателям была изменена мера пресечения, в настоящее время они находятся под домашним арестом.

Кроме того, по факту кражи двух автомобилей Subaru Forester, принадлежащих ООО «Фаворит», было подано отдельное заявление в ОМ № 7 УВД по Нижнему Новгороду. Проверкой по нему занялся оперуполномоченный Отдела уголовного розыска Захаров, который за короткое время провел большой объем работы.

Были найдены документы с печатью «Фаворита», по которым данные автомобили были «проданы» частным лицам. Сами эти лица пояснить, у кого и при каких обстоятельствах они приобрели автомобили, не смогли. При этом экспертиза установила, что печать на договоре купли-продажи идентична той, которая была изъята у ООО «Фаворит» и находилась на момент осуществления сделки у следователя Рогова, среди вещественных доказательств.

Эффект Магницкого

Несмотря на то, что проверка УР не была доведена до конца, её материалы были отправлены начальником ОМ № 7 в Приволжское следственное управление на транспорте СКП. После очередной жалобы на ход следствия, в транспортную прокуратуру был вызван Захаров, который подтвердил причастность следователя Рогова к хищению автомобилей.

Однако последний не только не был даже отстранён от должности на время проверки, но и продолжил следствие по ранее возбужденным делам в отношении ООО «Фаворит».

Ни Соколов, ни Юдин, ни Коршунов со Степановым к ответственности привлечены не были. По существу не проводились даже проверки их деятельности. Все жалобы на их действия и бездействие, пройдя круг, возвращаются к ним же.

Заявления об их преступлениях рассматривают они же. Ни ФСБ, ни высшие прокурорские инстанции не вмешиваются в эту коррупционную схему, создавая благоприятную почву для дальнейших преступлений.

Громкое дело «о контрабанде» уже почти два с половиной года находится в производстве, обвинения с сотрудников таможни и сотрудников ООО «Фаворит» до сих пор не сняты и не подтверждены. Несмотря на то, что к делу подшито изрядное количество платежных документов американских парт­неров «Фаворита», свидетельствующих о невиновности предпринимателей и таможенников в подделке документов и в занижении стоимости автомобилей.

У следствия нет реальных результатов, если не считать ими громогласные заявления для прессы. Вероятно, транспортная прокуратура и следствие готовятся к «сливу», ожидая, когда вступят в силу «медведевские» поправки в Уголовный кодекс.

Ожидается, что «вещевая контрабанда» будет декриминализована и переведена в состав административных правонарушений.

Ещё итоги: уничтожена успешная фирма, только в период с июля по сентябрь 2008 года заплатившая налогов на сумму более 400 тысяч рублей, украдены годы человеческих жизней. Многие нижегородские коммерсанты не будут больше задумываться, когда к ним нанесёт визит какой-нибудь господин из какого-нибудь ОРБ и предложит «поработать вместе».

Неизвестно, производили ли какие-либо махинации сотрудники ООО «Фаворит» за время работы фирмы или нет. Но очевидно, что Закон и Справедливость в данной конкретной ситуации с этим бредовым делом — на их стороне.

И если государство, не желая или не имея никакой власти бороться с такими очевидными коррупционными схемами, делает вид, что всё так и должно быть, то зачем нам такое государство?

Олег Астраханцев

Хроника дальнейших событий:

В феврале 2016 года райсуд оправдывает Гаранина и подельников

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Эла

    В связи с последними преобразованиями милиции в полицию, одновременно придумывают меры защиты от беззакония в самих органах, я имею ввиду ротацию.Это что все люди-человеки и у какого-то начальника полиции может появиться соблазн нарушить закон.А в бизнесе всегда можно найти за что прихватить. Так может почистить дискредитировавшую себя структуру основательно.

    Ответить
  2. Александр

    Сотрудники ОРБ славятся своей любовью к крышеванию…

    Ответить