«Классификация российских адвокатов»

найти хорошего адвоката
Print Friendly, PDF & Email

Может еще какие виды есть?

Прежде всего, по своей специализации адвокаты делятся на уголовных и всех остальных. Конечно, среди последних можно выделить арбитражных, семейных, административных, налоговых и еще много каких разновидностей юристов. Но всех их объединяет одно – они не вступают (де-юре и почти всегда — де-факто) в прямую конфронтацию с карательной машиной в лице следствия и гособвинения, а это кардинальным образом влияет на модель их поведения и отношение к работе.

Юристы, имеющие статус адвоката и представляющие интересы своих доверителей, например, в гражданских делах, мало чем отличаются от юристов, не обладающих соответствующей корочкой. В гражданском процессе они не наделены какими-то дополнительными полномочиями, поэтому для их клиентов нет никакой разницы, кто будет отстаивать их законные интересы – главное, чтобы квалификация поверенного позволяла делать это максимально эффективно.

Иначе обстоят дела с процессом уголовным. Здесь на законодательном уровне закреплена адвокатская монополия, т.е. право на оказание юридической помощи имеют исключительно граждане, сдавшие квалификационный экзамен и получившие соответствующий статус. В своих постах, когда я веду речь об адвокатах, я имею в виду, прежде всего, именно «уголовников» — адвокатов, специализирующихся на защите по уголовным делам.

Среди «уголовников» я проведу еще одну (более интересную) классификацию, в основе которой лежат цели пребывания в адвокатском комьюнити, а также их личные представления о правоприменительном процессе.

Подвид № 1 – наивные юнцы.

Они попали в адвокатуру недавно, как правило, после непродолжительной работы корпоративным юристом, помощником нотариуса или прямиком с госслужбы, не связанной с силовыми структурами. У них еще свежи воспоминания об университетских лекциях, где пожилой профессор в превосходных тонах описывал ключевую роль адвоката в уголовном процессе, а яркие примеры из судебной психиатрии вызывали бесконечное желание быть частью этого интереснейшего действа.

Им еще никто не доверял по-настоящему сложных дел, поэтому в их сознании нет какого-то явного диссонанса. Пока что они даже получают удовольствие от работы, пусть и низкооплачиваемой, в надежде, что их звездный час вот-вот настанет. И действительно, самое интересное (а главное – прибыльное) у них еще впереди, когда им придется покинуть этот подвид и примкнуть к одному из нижеследующих.

Подвид № 2 – мелкие узкоспециализированные решалы.

Популяция этого подвида достаточно велика. Как правило, его представители тем или иным образом связаны с каким-то одним государственным органом, а чаще – вообще с одним отделом или даже конкретным должностным лицом. Например, это бывшие менты, которые не смогли прижиться в системе по различным причинам – от отсутствия перспектив карьерного роста до попадания в коррупционные замесы, благополучно закончившиеся увольнением вместо посадки.

Такие новоиспеченные адвокаты зачастую вхожи именно в те отделы, где сами не так давно имели честь служить. Соответственно, именно в решении вопросов с этими отделами или конкретными начальниками и заключается их дальнейшая адвокатская миссия.

Это могут быть также невысокого полета бывшие работники прокуратур, в том числе специализированных (природоохранной, транспортной, военной и т.д.), уставшие ждать повышения. Уходя на другую сторону баррикад, они становятся «помогалами» в разруливании соответствующих проблем своих доверителей, например, закрытии вопросов предпринимателям, чьи производства загрязняют окружающую среду.

Одни из ярких представителей рассматриваемого подвида – бывшие сотрудники ФСИН, которые часто не знают даже элементарных основ какого-либо законодательства, кроме уголовно-исполнительного. Поэтому 90% их клиентов – это осужденные, для которых они оказывают комплексные услуги по вызволению из лагерей в порядке условно-досрочного освобождения (положительная характеристика от начальника исправительной колонии, занос надзирающему прокурору, судье).

Подвид № 3 – матерые решалы широкого профиля.

Их мало, они, как правило, уже немолодые и очень дорогие. В большинстве случаев для них не имеет значения, по каким статьям привлекается их клиент и какой орган ведет следствие, главное, чтобы их услуги были щедро оплачены. Решают они на высоком уровне (для региона) – не ниже замначальника СК по региону, зам председателя областного (краевого) суда, замначальника ГУВД (УВД) субъекта РФ и т.п.

Часто они являются родственниками первых лиц соответствующих структур. Нередко возглавляют свои собственные адвокатские коллегии, но, разумеется, конвейерной работой лично не занимаются. Клиентов у них немного, и всех объединяет одно – огромные гонорары, заплаченные адвокатам. Это вполне логично, потому что часть этих гонораров включает в себя суммы взяток, передаваемых в заботливые руки начальников многочисленных карательных отрядов.

Подвид № 4 – понторезы.

Создают ощущение очень успешных: имеют красивые (но небольшие) офисы в самых престижных районах города, ездят на дорогих автомобилях (часто – кредитных), носят часы люксовых брендов (в основном б/у либо качественные реплики), одеваются в хорошие костюмы и пр. По факту же не имеют в своем портфолио сколь-нибудь серьезных побед либо имеют одну-две случайных, но крайне умело распиаренных в региональных СМИ.

Вся их деятельность и усилия направлены не на повышение квалификации или хотя бы расширение коррупционных связей, а на создание максимально позитивного имиджа среди потенциальных заказчиков. И надо сказать, это реально работающий инструмент. За непродолжительный срок они могут набрать массу состоятельных клиентов, чьи процессы могут тянуться годами и которые не сразу поймут, с кем имеют дело.

Но к тому моменту будет уже поздно, а в современной истории еще не зафиксировано случаев возврата адвокатом полученного аванса.

Подвид № 5 – почётные маразматики.

Когда-то давно, когда адвокатура из себя хоть что-то представляла как самостоятельная сила, они имели множество заслуг и достижений, в том числе научные работы и опыт преподавательской деятельности. Сейчас же они безнадежно отстали от современных реалий, да и возраст не позволяет адаптироваться к меняющимся трендам.

Они по-прежнему могут иметь свою клиентскую базу, посещать суды и следственные изоляторы, но все-таки основную работу выполняют за них помощники, которые могут представлять в т.ч. и первые два подвида. В целом представители этой категории выполняют роль английской королевы: их все уважают, но они мало на что могут повлиять.

Подвид № 6 – работяги.

Эти ребята прекрасно понимают, как устроена система, и честно стараются в рамках существующих правил игры оказать максимальную помощь. Но вряд ли, обращаясь к ним, стоит рассчитывать на что-то сверхъестественное. Они не прыгнут выше головы и не вытащат вас из глубокой задницы, но и хуже вряд ли сделают. Иными словами, если ваша статья имеет санкцию до 10 лет и вы готовы отсидеть в пределах разумного (скажем, 3-5 лет), то вы по адресу.

Максимальный срок не дадут, но и на условный тоже не рассчитывать не стоит. Кое-какие вопросы они иногда все же решают, но только если в деле нет политической подоплеки или заинтересованности больших людей. По цене не грубят, все в рамках разумного. Наиболее эффективно проявляют себя как «подносчики патронов» для крутых решал, которым при всех их возможностях все равно требуется квалифицированная юридическая поддержка.

Зачастую они выступают как вторые, третьи и и т.д. адвокаты у состоятельных подозреваемых, где в качестве флагмана идет подвид № 3, № 4 и даже иногда № 5.

Подвид № 7 – карманные адвокаты силовых структур.

Самая опасная категория. Могут не только кинуть на деньги, но и полностью завести ваше дело в нужное для обвинения русло, откуда потом выбраться будет невероятно тяжело. Имеют способность мимикрировать под одну из вышеописанных категорий. И конечно, никогда не берите бесплатного адвоката, который предоставляется в рамках обеспечения конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

То, что такие «квалифицированные юристы» примерно всегда имеют какую угодно цель, кроме вашей защиты, знают, по-моему, даже учащиеся седьмого «Бэ» и их бабушки. Если человек в погонах, пусть и знакомый, рекомендует вам того или иного адвоката, отнеситесь к этому максимально настороженно.

Даже если все идет, на первый взгляд, гладко, в любой момент подвид № 7 может начать свое грязное дело. Помните об этом и не рассказывайте адвокату больше, чем готовы рассказать на допросе в кабинете у следователя.

Подвид № 8 – просто очень тупые индивидуумы.

Не знаю, как эти товарищи вообще умудряются получить диплом о высшем образовании и сдать квалификационный экзамен, но я неоднократно наблюдал таких ребят в адвокатской среде. Каким чудом они туда просочились, остается только гадать, ведь у многих нет никакой поддержки, лоббирующей их карьерные амбиции. Они не знают базовых понятий уголовного права, а их общий словарный запас перестал расти где-то в начальной школе.

Их представления о работе правоохранительной системы, о бизнесе и вообще о современных реалиях бытия смахивают на мысли среднестатистического пациента Кащенко. Еще более невероятным выглядит тот факт, что даже у этих «юристов» есть клиенты. И пусть все они становятся таковыми лишь один раз, но их поток все равно не иссякает.

Представители данного подвида не решают никаких стратегических задач ни в своей, ни в чужих жизнях, а идентифицировать их сможет любой адекватный человек после первой же беседы.

найти хорошего адвоката

Источник — «@aferist_bez_imeni»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Марина

    Как же жить? Кому верить?

    Ответить
  2. Аноним

    То есть, толковый, вменяемый и порядочный адвокат по вашей классификации отсутствует?

    Ответить
  3. Аноним

    Порядочный — это из класса трудяги

    Ответить
  4. Прохожий

    В современной истории предостаточно зафиксировано случаев возврата адвокатом полученного аванса.

    Ответить
  5. Аноним

    Интересная статья! И очень таки щедро посыпана солью сарказма!! В целом виды и подвиды характерных адвокатских телодвижений, с точки зрения изучения автором адвокатской деятельности, очень даже имеют право на жизнь!

    Ответить