Преступления Страстной недели. Двадцатый век начинается…

Print Friendly, PDF & Email

Многие наши предки встречали Пасху отнюдь не молитвами

Неделя перед Пасхой в православных странах называется Страстной. В течение ее до самого дня светлого Христова воскресенья христиане должны проводить время в посте и молитвах. Однако даже 110 лет назад, когда весь народ вроде бы был глубоко верующим, многие граждане встречали Пасху отнюдь не молитвами…

Страшная неделя

«Сормово всегда служило хорошей приманкой для разного рода аферистов и любителей рыбной ловли в мутной воде, как место, где легко можно поживиться за счет обывателя легковерного и темного. Ко времени выдачи рабочим получки в Сормово со всех сторон стекаются разные сборщики, профессиональные нищие, торговцы и другие, которые собирают обильную жатву», — писал «Нижегородский листок».

Органами полиции были задержаны «две подозрительные личности в длиннополых одеяниях», оказавшиеся персидскими подданными Сахаком Якубой и Якивом Бипрямином. Следствие установило, что оные граждане выдавали себя за духовных лиц из Иерусалима и собирали деньги «на святые дела» с сормовских обывателей. Тем же, кто находил в себе смелость отказывать в деньгах, посланники Святой земли угрожали всяческими проклятиями и гневом Божьим. Одновременно с этим «иерусалимцы» вели торг всевозможными «святыми предметами», якобы привезенными из Палестины: неугасимыми лампадами при Гробе Господнем, рисованными видами Храма и Гроба Господня, просфорами, пузырьками с некоей мутноватой священной жидкостью и т.п.

Однако все это сущая мелочь по сравнению с другими греховными злодеяниями, происходившими на Страстной неделе и после нее на территории Нижнего Новгорода.

В одну из темных апрельских ночей сормовский мещанин Михаил Тарасов возвращался после затянувшейся попойки из Канавина в Сормово. В ту пору местность между оными населенными пунктами напоминала пейзажи из романа Артура Конан-Дойля «Собака Баскервилей» — извилистая тропа, раскинувшаяся между болотами и голыми пустошами. Однако изрядно принявшему для смелости несколько порций небоевых 100 граммов Тарасову все было нипочем, и он смело отправился этой опасной дорогой. Впрочем, не пройдя и полпути до Сормова, мещанин упал наземь и уснул. Тут-то со стороны болот к нему и подошел «призрак». Но не собака, намазанная фосфором, а банальный грабитель.

Денег на спящем теле вор не обнаружил, посему сорвал с шеи часы с цепочкой. Резкий рывок привел Тарасова в чувство — увидев над собой темный силуэт, он тотчас заорал, однако тут же получил сапогом в лицо…

18 апреля за час до полуночи житель Гордеевки Михаил Белясов вышел из лимонадной лавки на набережной Оки, после чего был внезапно атакован тремя прилично одетыми молодыми людьми. Один из них схватил опешившего прохожего за шею, после чего сообщники быстро обшарили его карманы. Не найдя ни копейки денег, злоумышленники сорвали с жилетки Белясова цепочку с часами, после чего скрылись в соседнем переулке. В ту же ночь неподалеку от этого места был ограблен крестьянин Иван Мякшев, у которого грабители похитили кошелек с 30 рублями.

Сотрудникам полиции по горячим следам удалось задержать одного из грабителей, коим оказался мещанин Иван Ушаков. На допросе он сразу же пояснил, что деньги требовались на выпивку…

«Позорное озорство»

В том же Канавине на улице Песочной (ныне Солнечная) средь бела дня была ограблена старушка по имени Александра Сарафанникова, которая «несла своему старику» две бутылки водки. В 13.00 бабушка проходила мимо дома Панкратова, где ей повстречалась группа пьяных мужчин. «У ворот стояла кучка подвыпивших мастеровых, и между ними сильно пьяный крестьянин Андрей Фомичев, — рассказывал «Нижегородский листок». – Последний, выхватив у старухи одну бутылку водки, скрылся с ней в глубь дома Панкратова. На крики старухи явилась полиция, которая арестовала крестьянина Чеснокова, несмотря на уверения старухи, что бутылку выхватил не он. В 7 часов вечера Фомичев проспался, узнал о случившемся, после чего явился в часть, где и был задержан».

Однако грабителю повезло. На состоявшемся вскоре суде его защищал известный нижегородский адвокат Серебровский, который сумел внушить присяжным, что деяние Фомичева надо квалифицировать не как ограбление, а как «пьяное озорство». И те взяли да и оправдали обвиняемого!

В пасхальные дни жулики до того распоясались, что попытались обокрасть даже квартиру сормовского полицейского надзирателя Высоцкого! Преступники не останавливались ни перед чем, нарушая библейскую заповедь «Не укради» прямо возле храмов божьих. Так, 13 апреля около церкви Трех Святителей неизвестные злоумышленники прямо средь бела дня отломали на паперти кружку Дома трудолюбия и скрылись с ней. Так в начале ХХ века назывались женские учебные заведения II-го разряда, в которых на полном содержании жили и обучались бедные бесприютные девицы свободных состояний. Существовали эти заведения во многом на народные пожертвования, которые прихожане опускали в эти самые «кружки».

В Сормове Пасху отмечали пальбой из самодельных пушек

Как это нередко бывает на пьяную голову, гулянки перерастали в поножовщину. 19 апреля во время потасовки между подвыпившими мещанами Василием Кулаковым и Петром Лигуновым первый выхватил длинный кинжал с целью зарезать обидевшего его собутыльника. Однако нижегородский «Зорро» промахнулся и «по ошибке» ткнул в бок случайно оказавшегося рядом другого мещанина — Алексея Анохина. Коего госпитализировали в тяжелом состоянии…

С особым размахом отмечали Пасху жители Сормова. Криминальные хроники сообщали: «Сормовской полицией конфискованы на пасхальной неделе две пушки, из которых на задворках Сормова производилась во время пасхальной заутренней пальба. Пушки небольшие, очень грубой работы».

Светлый праздник стал косвенной причиной смерти 44-летнего кассира купца Башкирова — Дмитрия Ивановича Журавлева. Данный гражданин «тучной комплекции» некоторое время назад «завязал». Т.е. бросил пить. Лекари говорили Журавлеву, что при его телосложении и состоянии здоровья пьянство может в любой момент привести к летальному исходу. И мужчина держался. Держался геройски, но на Пасху не выдержал. Возможно, кассир подумал, что выпить в светлое Христово воскресенье — само по себе дело святое, а потому, мол, господь все же пощадит его…В итоге измученный длительным воздержанием Журавлев выпил сразу несколько стаканов крепкого напитка и в тот же день помер.

22 апреля, уже по прошествии Пасхи, на территории нынешнего Приокского района было зафиксировано еще одно глупейшее алкогольное происшествие. Жители деревни Бешенцево 27-летние Иван Сумин и Иван Тихонов отправились в гости в расположенную неподалеку деревню Щербинка. Там они изрядно выпили за недавнее «Христос воскресе», после чего уже темным вечером отправились в обратный путь. Однако до родного Бешенцева так и не добрались…

Как потом выяснилось, Тихонов на окраине деревни залег спать на мягкую кучу, поутру оказавшуюся складом навоза, а Сумин, передвигаясь по краю оврага, зацепился пиджаком за деревья, потерял равновесие и скатился вниз, свернув себе шею. При этом сам пиджак так и остался висеть на ветках…

Почти каждый день в Нижегородской губернии происходили и другие несчастные случаи вследствие чрезмерного потребления спиртного. Нетрезвые пассажиры падали в реку с кораблей и вываливались из вагонов поездов. К примеру, 20 апреля пресса сообщала: «На днях при следовании поезда № 5 Московско-Нижегородской железной дороги на полпути между Нижним и Москвой с тормозной площадки одного из вагонов упало несколько пассажиров. Поезд немедленно остановили и упавших, оказавшихся в бессознательном состоянии, с разбитой головой, отправили на ближайшую станцию для оказания медицинской помощи».

Впрочем, и сами работники указанной железной дороги не являли собой пример трезвого образа жизни. Так, в заметке «Ужасная смерть» рассказывалось о трагической гибели сцепщика: «12 апреля на московской станции Нижегородской железной дороги (ныне Московский вокзал — Авт.) пьяный сцепщик вагонов крестьянин Иван Кабанов во время маневра поезда оступился, не успел уклониться от приближающегося вагона и попал грудью между буферами, которыми и раздавило несчастного в лепешку».

Виктор Мальцев    «Ленинская смена»

 

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Виталий

    Самое интересное- Бога, как такового — нет. Что за праздник! Воскрес Иисус. А тут в Бразилии на прошлой неделе ребёнка посчитали мёртвым. А когда родители пришли проститься и открыли крышку гроба, чтобы его поцеловать на прощание-увидели, что ребёнок дышит, теперь ребёнок имеет имя — счастье (по ихнему — по-бразильски) Думаю, что с этим парнем — Иисусом такая же бодяга произошла.

    Ответить
  2. Земляк

    Дедушка «Виталик», а у тебя видать ничего святого в жизни нет и ничего святое у других ты не принимаешь! Попробовал ты бы сказать такие вещи про Магомета! А ты, мразь, пользуясь тем, что живешь в обществе, которое забыло про свои корни и религию, куражишься над нашей Верой и потакаешь тем самым этому забытью!!! Оказывается, ты не только неудачный адвокатишко, но гнида порядочная!!!

    Ответить