Для просмотра страниц сайта на широкоформатном мониторе рекомендуем воспользоваться сочетанием клавиш "ctrl" + "+"
Cайт не рекомендован для просмотра лицам моложе 18-ти лет
Пятница, 7 августа 2020

Арзамасский взрыв: стечение обстоятельств или теракт?


4 июня навсегда останется днем памяти о трагедии, которая в 1988 году унесла жизни сотни человек

Тысячи людей отправятся к мемориалу, воздвигнутому в Арзамасе в память о погибших, снова будут задавать себе вопросы: что же произошло в то субботнее утро — роковое стечение обстоятельств или террористический акт?

Факты, и только факты

1-й. Груз

31 мая 1988 года на заводе им. Свердлова в Дзержинске взрывчатыми веществами, предназначенными для производства горных работ, было загружено 10 товарных вагонов.

3 июня три из них головными вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов — в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.

Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка — Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1...

2-й. Время

Принято считать, что взрыв произошел в 9 часов 32 минуты по московскому времени. Именно на такой отметке «остановлены» стрелки часов на циферблате, установленном на памятном мемориале в Арзамасе. Однако сотрудники КГБ, поминутно изучившие передвижения поезда и опросившие свидетелей считают, что рвануло в 9 часов 26 минут.

По рассказам очевидцев:

Сергей:

— Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось...

На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок...

Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.

Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.

На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него... Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно...

Наталья:

— Сначала подумала, что у кого-то взорвался газ. Выбежала на улицу и поняла, что случилось что-то страшное. Люди бежали к вокзалу. Недалеко от меня стояла грузовая машина, в кузове лежали распластанные тела двух мужчин. У одного из уха текла кровь. Оба черные, как будто в копоти. На земле лежала изуродованная женщина. Одежды на ней никакой, крови тоже не было. Кое-как погрузили ее в машину, носилок не было, положили на доски...

Павел:

— Когда раздался взрыв, я был дома с родителями. Треснуло оконное стекло. Подумали, что где-то взорвался газ. Все бросились к окнам. На небе вырастал черный гриб. «Нефтебаза взорвалась», — крикнул сосед с четвертого этажа. Родители запретили нам с братом выходить на улицу, караулили нас в квартире. Потом пришел сосед, который лежал в больнице, сказал, что на станции что-то взорвалось, и всех пациентов больницы отпустили домой...

Из материалов проверки

На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров.

Полные разрушения — радиус 150 м — 44 дома.

Сильные разрушения — радиус 300 м — 107 домов.

Средние разрушения — радиус 650 м — 120 домов.

Слабые разрушения — радиус 900 м — 130 домов.

Официальное количество погибших — 91 человек. Ранения различной степени тяжести получили около 800 человек.

Версии:

Одновременно с началом восстановительных работ сотрудники КГБ и эксперты приступили к расследованию. Рассматривалось восемь версий случившегося.

1-я. Внутри вагона

Термическое разложение взрывных веществ (ВВ) из-за их химической нестойкости, перемещение тонкого слоя ВВ между твердыми трущимися поверхностями, сильный механический удар по тонкому слою ВВ, искра от разряда статического электричества и прострел ВВ внутри вагона пулей, ударно-волновое действие от капсуля-детонатора или электродетонатора.

2-я. Вне вагона

Воспламенение и взрыв газо-воздушной смеси (в сотне метров под землей проходил газопровод, и многие свидетели заявляли, что перед взрывом чувствовали запах газа), горение буксы от искры из-за касания контактного провода о металлическую крышу.

Мы не будем подробно разбирать каждый из этих случаев, рассуждения специалистов занимают не один лист заключения. Скажем лишь, что было смоделировано неоднократное количество испытаний. На полигонах выставили точно такие же вагоны и в них стреляли из оружия. Взрывчатку пытались поджечь, кидали на нее грузы. Опрашивали свидетелей. Анализировали метод погрузки ВВ и состояние самих вагонов — тех оставшихся семи, что в тот день ушли из Дзержинского химпредприятия.

Выводы:

Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.

Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.

В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.

Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз (!!!) подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.

Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.

Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.

Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля... Нагретый солнцем металлический вагон... Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери... Пожар... Взрыв... Смерть...


Copyright © "Криминальная хроника"
***

комментариев 20 на «Арзамасский взрыв: стечение обстоятельств или теракт?»

  1. Юлия пишет:

    По тексту написано: 31 мая происходила погрузка, а 3 мая вагоны направились на юг, история наоборот?


  2. Юлия пишет:

    1-й. Груз

    31 мая 1988 года на заводе им. Свердлова в Дзержинске взрывчатыми веществами, предназначенными для производства горных работ, было загружено 10 товарных вагонов.

    3 мая три из них головными вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны.


  3. admin пишет:

    конечно, же, 3 июня. Спасибо. И, извините )))


  4. Геннадий пишет:

    От тепловоза остался только отлетевший на 300 метров двигатель. Однако машинист выжил...


  5. ххх пишет:

    И что? Это показатель чего-то?


  6. сергей пишет:

    нигде нет упоминания о том, что в этом(1988-м) году был выпущен настенный плакат- календарь на 1988 год с фотографией Олега Янковского на котором галочкой было помечена дата 4 июня. Фотография Янковского была такая- сидит он свесив левую руку с часами, на которых время 9 часов 25 минут примерно так как фото часов было нечётким. Такой календарь висел и у меня дома. Я проверял- действительно и галочка нарисована и часы.


  7. admin пишет:

    Да. Тоже слышал эту историю


  8. Ха! пишет:

    У меня тоже дома висел такой плакат с отмеченным 4 июня в календаре. И Янковский был на фото какой-то мрачный


  9. Дмитрий пишет:

    bibliomaniya.blogspot.ru/...g-post_2579.html — ссылко на калндарь


  10. Марк пишет:

    Да все так и есть. И календарь — , изданный накануне 1988 года — сигнал атаки, способ известный , описанный неоднократно в литературе — через газету, средства массовой информации передавать условный сигнал, время, место. А на станции стоял спецэшелон, и рядом нефтебаза, это море огня, далее — завод на котором полно спецмашин химзащиты, далее город и 140 тысяч населения... и недалеко Арзамас 16 и ВНИИЭФ, самый центр СССР. немного промахнулись, не дошел фугас до нужной точки, но и так слишком. «Вечная память арзамасцам, погибшим в третьей мировой войне»... это не шутка, увы, так напишут спустя многие годы.


  11. валентинка пишет:

    мне тетя рассказывала она в этот момент когда произошел взрыв нагнулась за игрушкой внучке дать. и в этот момент мимо нее стекло пролетело и в стену, а так бы разрезала к чертовой матери. внучка сидела на полу и тоже не пострадала


  12. Алексей пишет:

    Я тоже к окну спал в тот день головой. Проснулся за 5 минут до взрыва и не спится. Встал, отошёл от кровати. Вся подушка в стекле и порезах. Видимо не пришло моё время тогда...


  13. Аноним пишет:

    А может настоящая Любка погибла тогда, а это оборотень бегает по России, шпиен иностранный? Уж больно безнаказанно дела свои воротит космического масштаба и космических же последствий на три пять поколений


  14. геннадий пишет:

    я служил в арзамасе и как раз по распределению мы должны были убывать в одесский военный округ стояли в казарме когда раздался взрыв окна вылетели и мнас бросило на пол быстро собрались и все как были в парадках выехали на место происшествия .Зрелище было ужасное дорога на переезде пропала от асфальта ничего не осталось да был и автобус вернее что осталось тела их и не было мессиво из человеческих останков единственный труп нашли и то был без головы .Пахло сильно газом слезились глаза правда нашли одного чела думали мертвый а он пьяный в саду лежал даже не помнил как его из дома волной вынесло


  15. танатар пишет:

    Я тогда служил в армии в Вологде и нас на вторые сутки отправили туда. До сих пор помню, дома без крыш, котлован от взрыва , переполненые больницы ... и речь Лигачёва.

    Мы там остались до сентября , строили щитовые дом, незнаю район, но местные говорили цыганский,по моему зимний.Жили в уч коме не далеко от реки.


  16. танатар пишет:

    Я тогда служил в армии в Вологде и нас на вторые сутки отправили туда. До сих пор помню, дома без крыш, котлован от взрыва , переполненые больницы ... и речь Лигачёва.

    Мы там остались до сентября , строили щитовые дом, незнаю район, но местные говорили цыганский,по моему зимний.Жили в уч коме не далеко от реки. Это сейчас Арзамас 16 доступен коментам, а тогда ...... есть ещё Арзамас 1 2 3 ......


  17. Андрей пишет:

    Служил в это время в в/ч 17845. Непосредственно принимал участие в ликвидации последствий взрыва. Тревога в части и построение произошло минут через 20 после взрыва, потом построение, марш-бросок и цепью спасать. Были из милиции и мородеры появившиеся к вечеру. Следующие пять суток со своими курсантами работали в морге. Кто там был, подробностей рассказывать не будет. Тяжело все вспоминать, но и не за забывается.


  18. Александр пишет:

    служил 17845. принимал участие... никогда не забуду, цифры погибших очень занижены, так как своими руками с ребятами не помню сколько, но... фургонов (автолавка- тогда именовались ГАЗоны). почти доверху набивали трупами и они уезжали один за другим, потом срочно вручную копали траншею(на видео мы есть с голым торсом), искали «слухачём» кабель чтобы не повредить его. а рядом стояли на подхвате экскаваторы,ждали своей очереди раскапывать газопровод...пол в спортзале нашей части полностью был застелен матрасами для отдыхающих милиционеров, прибывших в первую очередь из Горького для охраны объектов. Очень солидарен с арзамасцами и сочувствую родственникам погибших, лично видел людей потерявших полностью свои семьи и на тот момент ещё не знавших об этом, мы даже не решались им сказать..., уверен спустя многие годы, душевные раны заросли, но остались глубокие шрамы. когда нибудь я окажусь на месте трагедии и возложу цветы...


  19. Алексей пишет:

    Служил на Северном флоте и был одним из тех, кто охранял литерный поезд на станции в тот злополучный день. Взрывная волна тогда прошла вдоль нашего состава. Вагоны смяло, но никто из нас серьёзно не пострадал. Нас защитил состав с пустыми цистернами, который оказался между нами и тем самым подходящим грузовым поездом. Еще нас спасло то, что мы задержались с отправкой на несколько минут. Наверное, потому что были пустыми. Тогда, в первые минуты после взрыва было мало людей, которые могли оказывать помощь пострадавшим. Делали, что могли. Спасибо тем, кто на личном транспорте увозил тяжелораненых.


  20. Павел пишет:

    Живу в Арзамасе. Было 9 лет. Началась АБВГДейка, кто помнит) Лежал у окна, но почему то вдруг ( не помню уже причину), поменялся местами со старшей сестрой. И тут стекло вдруг внутрь от волны влетает. Слава Богу сестра не пострадала, просто всю стеклом засыпало. От места взрыва жили в км. 2,5 (408 км, кто знает). Помню чей то возглас про повторный взрыв,гриб не видел, пока в себя приходили только чёрный столб дыма, родителей не было, хоть и суббота, работали. Был дед, ВОВ, инвалид первой группы (без ног), готовил нам завтрак с сестрой. Представляете каково ему было? Война. И никакой панике не поддался и нас никуда не пустил, как мы его не убеждали, что нужно бежать подальше. Когда вышли из дома, девятиэтажка наша не то что без стёкол, с ввалившиемися рамами кое где. Там голое поле стало, где дома стояли


Трекбеки



Ваш отзыв

Вставить изображение