«Дело губернатора Фредерикса»

Print Friendly, PDF & Email

О чем писала нижегородская пресса в январе 1907 года

В советские времена дореволюционную Россию изображали страной «рабов и господ», а политический режим называли «царизмом». Сейчас, наоборот, модно всячески романтизировать эту эпоху, рисуя образ процветающей и благополучной страны. В действительности же и тогда народ жил не очень счастливо, о чем красноречиво свидетельствуют материалы газет тех лет.

«ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ДЕЛО»

В 1906 году страну охватил страшный голод, не миновавший и нашу Нижегородскую губернию, никогда не относившуюся к числу наиболее хлебородных. Особенно тяжело дела обстояли в сельской местности. 25 января «Нижегородская земская газета» писала по этому поводу: «Сергачский уезд. Страшно тяжелый год переживает крестьянское население Сергачского уезда.

Как известно, ржаные и яровые поля во многих местах не возвратили и семян, слишком мало собрано кормов для скота. В большинстве волостей уезда «пособие» от правительства было выдано только раз по одному пуду на едока, да из этого же пуда пришлось отдать 10 – 15 фунтов за доставку хлеба со станций, да потребовали уплаты мирских, волостных и других сборов, и от «пособия» осталось по 25 – 15 фунтов на едока, которые пришлось поделить с единственной в большинстве случаев лошадью, оставленной на удачу, авось доживет до весны полуголодная. Во многих селения есть семьи, сидящие по 2 – 3 дня без хлеба, а «пособие» еще не дают.

Ардатовский уезд. На днях в деревни привезли пособие (продовольственную ссуду). Дают не всем, а только женщинам (дабы мужики не пропили, прим. авт.). Мужики иронически замечают: «Привезли бабье способие». Мужик с лошаденкой промыслит в день копеек 70, на эти деньги надо прокормить семью и лошадь, а мука стоит 1 р. 15 к. Мужик за эти 70 коп. идет целый день за лошадью, возя дрова, кругом, взад и вперед мужик делает около 40 верст. Но и на эту работу очень много находится желающих и не все попадают».

«ВСЕ, ЧТО МОЖНО ОБРАТИТЬ В ДЕНЬГИ, УЖЕ ПРОЕДЕНО…»

Голод явился причиной другой страшной напасти – эпидемии брюшного тифа, охватившей в числе прочих и Нижегородскую губернию. «Нижегородская земская газета» писала по этому поводу: «Село Гарышкино. Почти все село болеет брюшным тифом. Причина столь быстрого заражения крестьян заключается в том, что в одном и том же пруду моют белье с тифозных больных и берут воду для питья.

Недостаток хлеба и его дороговизна заставляет крестьян питаться скудно. Все, что можно было обратить в деньги, уже проедено. Положение бедняков не поддается описанию. Так, например, тифозный мальчик, начинающий поправляться, с аппетитом ест хлеб с рябиной! И мать, когда ей сказали, что она гонит его в гроб, ответила, что «больше есть нечего».

В другом семействе дочь, невеста, уже просватанная и болеющая около пяти недель тяжелой формой брюшного тифа, обречена семейными на смерть. Фельдшеру, пришедшему навестить больную и прописать ей лекарства, сказали, чтобы он не боялся: «Она причастилась!» До 10 января здесь заболело брюшным тифом с 25 декабря больше 70 человек. Кругом нужда. Необходимы правильная медицинская помощь, выдача пособия и снабжение населения чистой питьевой водой».

Впрочем, как оказалось, помощь селянам от правительства была выделена своевременно и в достаточном количестве, только вот до адресата она, как это часто бывает в России, не дошла…

СТАТСКИЙ СОВЕТНИК И ТОРГОВЕЦ УНИТАЗАМИ

20 января 1907 года газета «Нижегородский листок» в разделе «Судебная хроника» опубликовала статью «Дело барона К.П. Фредерикса». В ней рассказывалось о начавшихся в Сенате слушаниях по делу Лидваля, в котором в качестве соучастников выступали глава Нижегородской губернии Константин Платонович Фредерикс, а также его заместитель вице-губернатор Бирюков. Сенат тогда являлся высшей судебной инстанцией, где рассматривались дела особой государственной важности.

47-летний Фредерикс был человеком военным и происходил из дворянского рода, представители которого начали службу в России еще при Петре I. В ноябре 1905 г. он был послан в Нижний Новгород, имея к тому времени чин статского советника.

Поначалу барон приехал к нам в статусе и.о. губернатора и только после разгрома вооруженного восстания в Сормове был окончательно назначен Николаем II на этот пост. А уже через год статский советник оказался замешан в громком скандале, связанном с закупками зерна для голодающих.

Дело в том, что опасаясь новых народных волнений после только что прошедшей «революции», министерство внутренних дел приняло решение ассигновать голодающим губерниям деньги на закупку 10 миллионов пудов зерна для населения. Обычно в таких случаях проводился, как сейчас говорят, открытый тендер. Хлеботорговые фирмы объявляли свои условия, а правительство выбирало самую низкую отпускную цену.

Однако вместо этого министерство заключило договор со шведским предпринимателем Эриком Лидвалем, владельцем игорных клубов и фирмы по торговле бесшумными унитазами. Весьма сомнительная сделка была заключена по инициативе советника главы МВД В.И. Гурко и при поддержке нижегородского губернатора, которого, как потом оказалось, Лидваль хорошо знал лично.

Его фирма брала на себя обязательство поставить огромное количество зерна для пострадавших губерний по низкой цене (83 коп. за пуд; отечественные производители брались продать по 96 коп.), но при двух условиях: сделка будет тайной и весь контракт достанется ему одному. Коррупционная составляющая подобной госзакупки была очевидна, тем не менее Лидваль вскоре получил 2,3 миллиона рублей задатка. Поступившее зерно должно было в виде государственных пособий бесплатно выдаваться нуждающимся.

Но шли недели и месяцы, а обещанного хлеба так и не было. И быть не могло! Так как вся сделка оказалась чистой аферой. Фирма Лидваля смогла поставить в голодающие губернии менее 1 млн пудов вместо обещанных десяти. Чиновники же, в том числе и нижегородский губернатор, попытались скрыть эти факты от общественности.

Газеты, чересчур много и мрачно писавшие о голоде на селе, закрывались либо травились. На заседаниях и совещаниях Фредерикс заявлял, что зерна достаточно и оно вот-вот прибудет. Особенно невыгоден был скандал в преддверии предстоявших выборов во вторую Государственную думу. Тем не менее, несмотря на все усилия власти, благодаря стараниям журналистов грандиозная афера все же была раскрыта.

Когда о «контракте» узнал премьер-министр и по совместительству министр внутренних дел Петр Столыпин, делу был дан ход со всеми вытекающими последствиями. 10 января 1907 года губернатор был снят с занимаемой должности и отдан под суд вместе с целой когортой столичных чиновников.

Виктор Мальцев    «Ленинская смена»

(последует)

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Ромчик

    и сейчас то же самое….

    Ответить
  2. Макс

    Может и тоже самое, но Столыпина нет и делам ход не дают. Все, что мы видим из громких дел — показуха, не более того

    Ответить
  3. ангмар

    Так и там показуха была, Фридерикса этого не повесили и не расстреляли, а по тихому отправили в тюрьму, где он, как я знаю, и вскоре помер с непривычки…

    Ответить