«Берегись автомобиля»: подлинные истории. 1966 год

Наступающим летом исполнится 55 лет с выхода на экраны кинотеатров культовой комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Хотя фильм рассказывал о борьбе главного героя с хапугами и взяточниками, фактически это была первая отечественная картина, главной темой которой стал угон автомобилей.

В ней показана вся цепочка: как злоумышленник выбирал жертву, как проникал в чужое авто, как преодолевал тогдашние системы защиты, а затем – как перегонял машину покупателю и продавал. Как известно, каждый режиссер стремился прежде всего запечатлеть на пленке определенную эпоху.

А одним из главных атрибутов эпохи середины шестидесятых годов как раз и был угон этих самых автомобилей! Не являлся исключением и город Горький, в котором как раз накануне премьеры фильма произошло сразу несколько резонансных историй.

ИЗ АВТОПАРКА УГНАЛИ… 11 АВТОБУСОВ

Однажды в Приокском райотделе милиции раздался звонок. Мужчина взволнованным голосом сообщил: «У нас случилось чрезвычайное происшествие: кто-то угнал автобус. Помогите найти злоумышленника!» Милиционеры поначалу посмеялись, подумав, что это какой-то перепивший алкоголик балуется, пытается отвлечь милицию от серьезных забот о безопасности трудящихся.

Ну кому нужно угонять автобус?! И главное, зачем? Посему, ответив хулигану: «Пить надо меньше!», дежурный положил трубку. Однако звонок вскоре повторился. На сей раз заявитель уже официально представился начальником по эксплуатации 2-го автобусного парка, расположенного на улице Республиканской. Но не успели милиционеры посмеяться, подивиться этой новости и принять меры, как оттуда опять позвонили: «Помогите! Украли еще один автобус!»

В нынешнее время подобное происшествие может показаться не только нелепостью, но и фантастикой. Каким образом можно незаметно угнать прямо с государственного предприятия автобус и куда, собственно, на нем ехать? Неужели постоянно нуждавшиеся в пополнении подвижного состава автобусные парки решили воровать машины друг у друга?!

Скажем, ходил какой-нибудь ЛиАЗ по «девятке», его угоняют, перекрашивают, перебивают номера, а потом выпускают возить пассажиров по «тройке»? Абсурд! Но в реалиях 55-летней давности такие инциденты, наоборот, являлись скорее обыденностью.

Когда на предприятие прибыла оперативная группа Госавтоинспекции, сотрудники были немало удивлены полученной информацией. Явившийся утром на работу шофер отправился к своему автобусу, но обошел всю стоянку и нигде его не обнаружил. Побежал в диспетчерскую, там сообщили: твой ЛАЗ из парка не выезжал. Неужели украли?

Ну а пока разбирались, появился водитель второй смены и тоже сообщил об исчезновении своего «рабочего места». В то время в городе было не очень много улиц, по которым могли свободно проехать крупногабаритные автобусы, поэтому организованные ГАИ поиски быстро принесли плоды. Одну машину обнаружили неподалеку от автопарка – на Высоковском проезде. А вот вторую – на Арзамасском шоссе (ныне проспект Гагарина), причем разбитой!

Вскоре дружинники задержали и самого угонщика, которым оказался нигде не работающий Юрий Козинкин, 25 лет от роду. Как оказалось, он уже неоднократно похищал автомашины, его не раз увольняли из автохозяйств города за нарушения трудовой дисциплины.

В отличие от киношного Юры, этот совершал преступления, так сказать, из иных «идейных» побуждений. Он считал себя прирожденным шофером, которого почему-то нигде не ценили, мало платили и вообще «не уважали». В отместку за эту «несправедливость» Юрий и угонял из автохозяйств различные транспортные средства, полагая, что таким способом наказывает бывших работодателей…

Но самое интересное, что это были уже 10-й и 11-й случаи угона пассажирского транспорта из одного лишь ПАП-2 и только за один год! Козинкин же не имел к предыдущим эпизодам никакого отношения. Похищали ЛАЗы не с целью продажи и не из какой-либо иной корысти. Просто некоторым гражданам очень хотелось покататься по городу именно на автобусе.

Благо те стояли в парке без присмотра, незапертыми, а само предприятие представляло собой настоящий проходной двор. «В парке постоянно находятся посторонние люди, нередки коллективные выпивки, водители часто нарушают правила движения, допускают аварии», – так описывал состояние трудовой дисциплины «Горьковский рабочий».

А ТОВАРИЩ ВОРОШИЛОВ ЛЮБИЛ УГОНЯТЬ ТАКСИ

Вообще же в 60-е годы в Горьком была настоящая мода на угоны казенного автотранспорта. Уж очень многим хотелось банально порулить и покататься, но слишком у немногих имелась такая возможность. А среди молодежи считалось настоящим форсом и признаком крутого парня умение быстро вскрыть, завести оставленную без присмотра «тачку» и потом какое-то время поездить на ней по городу (к друзьям или девчонкам). Затем машину бросали в каком-нибудь переулке.

Типичный такой случай произошел в конце мая 1966 года на Московском вокзале. На специальной стоянке выстроилась вереница автомобилей ГАЗ-21Т (такси). Клиентов было мало, в связи с чем шоферы расслабились и, собравшись в кружок возле одной из машин, вели неторопливую беседу. Увлекшись вечными водительскими рассказами о ямах на дорогах, встречах с гаишниками и пассажирах, мужики даже не заметили, как к стоявшей впереди серой «Волге» деловито подошли два парня. Хлопнули двери, взревел мотор, и рванувшая с места машина быстро скрылась за поворотом.

– Чья машина?! Петрович, кажись, твою угнали! – раздались возгласы.
Несколько шоферов тотчас запрыгнули в «Волгу», дали по газам – в погоню. Вскоре выехали на улицу Прокофьева: направо – на Автозавод, налево – в Нагорную часть. Решили сначала заехать в облавтоинспекцию, сообщить дежурному об угоне. «Будем искать», – ответил тот, вздохнув. Подобные заявления поступали в ГАИ практически ежедневно. Через несколько минут на все посты поступило указание: «Задержите такси «Волга» под номером 59-57 ГОГ».

Впрочем, таксисты – народ прожженный, обычно они действовали по принципу «На милицию надейся, а сам не плошай». Шофер угнанной серой «Волги» Иван Митрофанов со своим напарником и еще одним коллегой сами продолжали вести поиски преступников.

Движение в те годы было не особо интенсивным, нормальных дорог было мало, так что сравнение со стогом сена к той ситуации нисколько не подходило. За пару часов злые мужики объездили практически весь город. И вот удача! Около часа ночи на Сормовском шоссе таксисты увидели едущую навстречу серую «Волгу». Притормозили, присмотрелись – 59-57, наша! Митрофанов с визгом развернул машину и ринулся в погоню. Когда же угонщики увидели нагоняющий их таксомотор, они поняли, что к чему, и тут же увеличили скорость.

В тот момент находившиеся на улице горьковчане могли видеть небывалое зрелище. По длинной магистрали, проходящей между заводами, на бешеной скорости и постоянно сигналя клаксонами неслись две «Волги» с шашечками. К концу погони скорость обеих машин достигла почти 100 километров в час. В конце концов у угонщиков не выдержали нервы. Резко затормозив на одном из поворотов, они выскочили из машины и бросились наутек – в темноту. Но таксисты сумели догнать и скрутить обоих, лично доставив их в ближайший райотдел милиции.

Угонщиками оказались рабочий Автозаводской водозаборной станции В. Нестеренко и его дружок без определенных занятий (тунеядец) Г. Ворошилов. На допросе те пояснили, что в теплый майский вечер им просто очень захотелось покататься по городу на машине. При этом однофамилец известного маршала ранее уже неоднократно задерживался за угоны автотранспорта, в том числе автомобилей такси, фургона УАЗ и даже ассенизаторского грузовика. И все это каким-то образом сходило ему с рук.

«ПУСТЬ ГОРИТ ПОД НОГАМИ ПЬЯНИЦ И ХУЛИГАНОВ ЗЕМЛЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ»

Многие уверены, что проблема попрошайничества и нищих на улицах (ну или притворяющихся таковыми) возникла только в годы «дикого капитализма». В действительности подобный «промысел» существовал во все времена, не смогла изжить его и советская власть.

В середине шестидесятых «нуждающиеся», выпрашивавшие милостыню у сердобольных прохожих, в основном концентрировались у железнодорожных вокзалов, автостанций, на базарах и кладбищах. Среди них встречались как коренные горьковчане, так и приезжие из других регионов, из сельской местности, как мужчины, так и женщины, старики, люди среднего возраста и молодежь.

Как водится, у каждого попрошайки была своя легенда. Кто-то притворялся «несчастным погорельцем», у которого пожар уничтожил все имущество, другие выдавали себя за инвалидов (в том числе Великой Отечественной войны), иные представлялись «отставшими от поезда».

Неплохо «работали» плаксивые истории о покинутом всеми родственниками и выгнанном на улицу отце (матери, бабушке и т.п.) или, наоборот (в зависимости от возраста), о вышвырнутой родителями дочери. Некоторые «погорельцы» и «покинутые» подолгу «работали» на одном месте, другие кочевали по разным людным местам, придумывая всё новые легенды.

Реакция обычных горьковчан была разной: одни жалели «несчастных», другие возмущались и писали жалобы. Но и те и другие были уверены, что подобное явление позорит советскую власть! Ведь во всех газетах писали, что у нас социальное государство, а народ окружен заботой, в то время как на Западе граждане вынуждены нищенствовать и побираться…

«Пусть горит под ногами пьяниц и хулиганов земля нижегородская!» – с таким громким и даже кричащим заголовком (в духе войны – тогда писали «под ногами оккупантов») вышла статья на соответствующую тему. «Этот степенный пожилой мужчина часто появлялся около Московского вокзала, – описывался типичный персонаж из мира горьковского попрошайничества. – Подходил то к одному, то к другому встречному, протягивал руку и жалобно тянул: «Помогите бедному погорельцу. Подайте копеечку!..»

А на следующий день «погорелец» превращался в «бедного, покинутого сыновьями отца» и снова взывал к помощи с протянутой рукой. Неизвестно, под какой маской появился бы еще этот «несчастный», если бы работники милиции не доставили его в райотдел. И тут выяснилось, что «пострадавший» Д. Я. Бакуменко – просто ловкий мошенник, спекулирующий на человеческих чувствах».

Милиция установила, что задержанный проживал в комфортабельной квартире на проспекте Кирова, ни в чем не нуждался, да еще и официально трудился, получая неплохую зарплату! «Нищенство» же являлось для него дополнительным заработком, причем неплохим. При обыске в квартире нашли свыше 100 рублей мелочью – это была средняя дневная выручка Бакуменко. Сравните ее с тогдашними зарплатами!

Фотографии задержанных попрошаек с их краткими биографиями регулярно печатались в прессе, при этом граждан призывали не верить в жалостливые истории и не подавать ни копейки. Но народ как подавал, так и продолжает подавать по сей день. А вдруг действительно у человека горе?

Дмитрий ДЕГТЕВ      «Ленинская смена»

Интересные факты

● В 1966 году на улицах г. Горького можно было видеть необычный и фантастически выглядевший для своего времени автобус ЛАЗ-698. Он был сконструирован специально для маршрутов с большими пассажиропотоками, поэтому отличался новой планировкой салона, с широким проходом (правый ряд состоял из одноместных сидений) и широкими входными ширмовыми дверьми.

Автобус был оснащен пневматической подвеской, автоматической коробкой передач, а внутреннее освещение салона осуществлялось люминесцентными светильниками. Три опытных экземпляра одновременно проходили испытания на городских маршрутах в Москве, Сочи и Горьком (на маршруте номер 39). Многие жители по достоинству оценили комфорт и верили, что уже скоро эти «дворцы» придут на смену не очень комфортным «лазикам» и «лиазикам».

Но несмотря на отличные результаты (ЛАЗ-698 «набегал» по горьковским улицам около 20 тыс. км), в серийное производство модель не пошла, а нашим пассажирам вплоть до начала 2000-х годов пришлось ездить на куда более примитивных ЛАЗ-695 по прозвищу «газовая камера».

● Несмотря на то, что ГАЗ-21 «Волга» не выпускается уже 50 лет, эта машина, как и во времена Юрия Деточкина, по-прежнему является одной из самых угоняемых автомобильных марок в России! Так, в 2018 году по количеству краж на 1000 экземпляров определенной марки машин именно старая добрая 21-я заняла первое место – 12 с половиной угонов! Иными словами, злоумышленники угнали каждую восьмидесятую «Волгу» в стране.

Print Friendly, PDF & Email
Еще больше публикаций в нашей группе В Контакте Оперативнее получать новости - в наш Телеграм-канал
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений