Куда девать останки древних нижегородцев?

Print Friendly, PDF & Email

Прокуратура Нижнего Новгорода проводит проверку

Как сообщает прокуратура Нижегородской области, материалы по факту непринятия органами муниципальной власти Н.Новгороде мер по захоронению останков древних умерших людей, которые были найдены в ходе археологических работ, направлены в прокуратуру Нижнего Новгорода.

Также будет проведена проверка на соответствие нормам санитарно-эпидемиологического законодательства по факту использования территорий с массовыми захоронениями для нужд строительства.

Напомним, как сообщал ранее Newsroom24, в одном из подвалов Нижнего Новгорода продолжают лежать косточки наших предков, чей покой был нарушен в ходе работ по застройке нескольких территорий исторической части города.

«Не самое худшее, что могло с этими косточками случиться. По крайней мере, они не на свалку попали», – комментирует ситуацию заместитель директора по научной работе «Археологической службы» Татьяна Гусева, принимая во внимание ту скандальную информацию, которая время от времени доходит до сведения археологов – о вывозе втихаря человеческих останков, потревоженных строителями, с древних некрополей на мусорные полигоны.

«Хотим мы того или нет, в поле хозяйственной деятельности попадают старинные и не очень городские некрополи, потому что во всех русских средневековых городах до Екатерининского указа (70-е годы XVIII века) умерших хоронили на кладбищах при приходских церквях, – пояснила собеседник NewsRoom24. – Город представлял из себя, так сказать, совокупность живых и мертвых. Таков менталитет средневекового человека, его мировоззрение».

Куда девать останки древних нижегородцев?

Как отметила Татьяна Гусева, действующее законодательство не запрещает трогать эти кладбища. И наука, и этика, и христианская религия (в отличие от ислама) во всем мире допускает это, и все российские, как и европейские, города, грубо говоря, стоят на мертвых. В ходе археологических изысканий, обязательных при хозяйственной деятельности на исторических территориях, с антропологического материала «снимается» информация, после чего разрозненные косточки в соответствии с этическими нормами и общепринятой практикой снова захораниваются. Но только не в Нижнем Новгороде…

«От очень многих высокопоставленных чиновников я не раз слышала недоуменные вопросы, а нельзя что ли было эти кости экскаватором или бульдозером сгрести, – рассказывает о своем опыте взаимодействия с чиновниками Татьяна Гусева. – Это ведь не деревенские бабушки полуграмотные говорят. У тех бы, наверное, язык не повернулся такое сказать».

Между прочим и в Москве, и во Владимире, и в других древнерусских городах давно отработан алгоритм действий с останками из некрополей, и их упокоение никакой проблемы не вызывает: после того как изучение антропологического материала завершено, специальными постановлениями исполнительной власти принимается решение о его захоронении. На кладбищах выделяются места, под патронатом церкви косточки возвращают земле.

Но, похоже, нижегородской митрополии не до этого: она, судя по всему, чрезмерно занята вопросами другого, меркантильного, характера. И поскольку нижегородские власти некому укорить, дело не двигается с мертвой точки. Более того: уже много лет на территории Карповской церкви складированы останки древних людей, извлеченные в ходе археологических изысканий еще в конце 90-х годов (в первый «заход» раскопок на Театральной площади). По сегодняшним меркам, их не очень много: несколько сотен «единиц».

Потом, в начале 2000-х, «Археологической службой» проводились охранные археологические работы на территории Нижегородского кремля, в ходе которых тоже были найдены множество древних захоронений. Тогда же Татьяна Гусева впервые попыталась найти взаимопонимание с чиновниками для решения возникшей проблемы: с костями надо было что-то делать. Что – никто сказать не мог, хотя ответ, на наш взгляд, очевиден.

«Это последняя точка в охранных мероприятиях – захоронение останков», – считает Гусева.

Очередная «партия» костей была добавлена к уже имеющимся после раскопок, предваряющих реконструкцию гостиницы «Волжский откос» ( в прошлом «Россия») на Верхне-Волжской набережной. Здесь был затронут некрополь при Георгиевской церкви. А затем – в 2011 году – прошли очередные раскопки на Театральной площади, когда счет извлеченным из земли останкам прихожан Никольской Верхнепосадской церкви пошел на тысячи. Таким образом, антропологического материала «на руках» «Археологической службы» скопилось уже изрядно.

Когда просишь сообщить точную цифру – сколько, – Татьяна Владимировна первым делом уточняет, мол, вам в каких величинах называть: поштучно или в кубометрах? Если в кубометрах, то порядка 70, и эта цифра говорит о том, какого размера требуется яма под захоронение (без учета того, что хранится в Карповке).

Сейчас очень важно, чтобы чиновники получили точное представление о суммарном объеме костных останков, поскольку не раз возникала идея перезахоронить их при строительстве часовни. В частности, на территории Никольского кладбища.

«Когда начали разрабатывать проект этой часовни, я специально интересовалась, будет ли место там для захоронения, и мне ответили, чтобы я на сей счет не волновалась, – отмечает Татьяна Гусева. – И потом выяснилось, что там нет столько места, сколько требуется под эти кости».

Идут годы, и непонятно при этом, что мешает чиновникам в принятии адекватного решения. Ведь даже денег на это много не нужно. Другое дело, что летом текущего года власть – уже законодательная – в лице бывшего главы Нижегородского района, а ныне депутата Заксобрания Андрея Тарасова с воодушевлением взялась продвигать идею создания исторического мемориала на территории какого-либо погоста. Так, после обращения Гусевой к Тарасову 31 июня 2012 года состоялось совещание на тему «Определение на территории Нижегородской области историко-мемориального кладбища для перезахоронения останков нижегородцев из исторических городских некрополей». Представителей РПЦ на него, кстати, тоже приглашали, но от нее так никого и не делегировали.

«Прекрасная идея, я считаю, – создать мемориал, но, похоже, дело не двигается», – сожалеет собеседник NewsRoom24.

На совещании было вынесено решение «проработать» вышеназванный вопрос до 20 августа 2012 года, а очередное совещание на эту же тему провести не позднее 1 сентября текущего года… Но вот уже близится 20 ноября, а «воз с костями», как говорится…

Нельзя не сказать, что весь этот антропологический материал в настоящее время складирован в подвале, как принято выражаться, на птичьих правах, и в любой момент собственник помещения может попросить его очистить. И перед сотрудниками «Археологической службы» встанет вопрос, куда эти останки перетаскивать. Можно было бы их, конечно, свезти к порогу мэрии. Однако есть опасения, что тут же будут призваны дворники, и кости без всякого зазрения совести сгребут и увезут на помойку. А ведь по сути, это проблема не «Археологической службы», свою работу она уже добросовестно исполнила. Однако для ее сотрудников уважение к своим предкам как раз не пустые слова.

«Костям все равно, где лежать, – отмечает Гусева. – Это нужно нам, живым».

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Адвокат Козлов

    В своё время Нижний был раз в сто меньше. Вокруг Кремля были кладбища. Давайте ВСЁ снесём до МЫЗЫ , а может и дальше и превратим Нижний в Некрополь.

    Ответить
  2. Светлана Шетман

    Воспользоваться уже существующими практиками на примере др.цивилизованных субъектов.
    «Они должны быть захоронены на кладбище, по-христиански», — подчеркнул митрополит.
    По его словам, бесчеловечно «сваливать останки под домом».

    Ответить