Всадник без головы по-нижегородски

истории из прошлого, криминал
Print Friendly, PDF & Email

О чем писала пресса в 1880 году

НОЧЬ, КЛАДБИЩЕ, И МЕРТВЫЙ ЕДЕТ…

В одну из апрельских ночей 1880 года два жителя села Берсеменово (ныне Дальнеконстантиновский район), крестьяне Артемий Кулагин и Семен Банщиков, возвращались домой из соседней деревни. Там они отмечали рождение двойни у одного из своих знакомых, а заодно и предстоящую Пасху.

Поводов для распития спиртного было предостаточно, посему застолье закончилось только за полночь, а добираться домой пришлось уже в полной темноте, причем как в буквальном смысле, так и в переносном (в глазах темнело от избыточного количества самогонки). Правда, в ту ночь было полнолуние, так что кое-какая «подсветка» все же имелась.

В общем, шли Артемий и Семен, обнимаясь и распевая песни для поднятия духа (все же боязно ночью по проселочным тропинкам и дорогам шастать). Периодически песнопения прерывались матерными воплями, после того как парочка спотыкалась о кочки или ступала в грязные лужи. Шли они, шли, но Берсеменово все не появлялось, хотя, по всем расчетам, пусть и хмельным, казалось, что путники уже давно должны были дойти до него.

В какой-то момент изрядно подуставшие дружки остановились и решили осмотреться. Луна светила ярко, да и зрение к тому моменту более-менее адаптировалось к непроглядной тьме. И тут Артемий и Семен застыли от ужаса. Прямо у дороги смутно виднелись покосившиеся кресты, не иначе кладбище! «Значит, где-то не туда свернули, вдоль дороги к Берсеменову точно никаких погостов нету…» – смекнули они.

Оказаться темной ночью в таком месте само по себе было жутковато, особенно для тогдашних темных людей, да еще в изрядном подпитии. Но еще большую жуть, от которой у обоих похолодела кровь, а также частично прошел хмельной угар, вызвали странные звуки, послышавшиеся из мрака ночи.

Сначала они были едва слышны (может, показалось?), притом непонятно, с какой стороны, потом постепенно приближались, словно нечистая сила какая движется к ним с того света…

Мужикам бы в такой ситуации кинуться бежать, но, во-первых, они заплутали и не знали, в какую сторону двигаться, во-вторых, тела у обоих словно сковало внезапно навалившимся ужасом. Так они и стояли как вкопанные, прислушиваясь и всматриваясь во тьму.

Через несколько минут монотонный звук, который в обычных условиях мог показаться вполне привычным и знакомым, но теперь представлялся чем-то таинственным, усилился до такой степени, что Арсений и Семен осознали: это уже совсем близко! А потом в лунном свете показался едва различимый силуэт. «Кобыла вроде…» – промямлил дрожащим голосом один из дружков.

И действительно, к их общему изумлению, силуэт постепенно обрел формы банальной крестьянской повозки – лошадь и прицепленная к ней телега! Но, как оказалось, слишком рано мужики готовились облегченно вздохнуть: мол, не черти, не темная сила какая устремилась к ним, а так, какой-то местный решил ночью на повозке покататься или тоже заплутал.

Когда же телега почти поравнялась со все еще стоящими Артемием и Семеном и они уже собирались крикнуть что-то вроде «Куда путь держим?», выяснилось, что спрашивать-то и не у кого! Вернее, спросить-то можно, только вот ответ от такого всадника получить затруднительно, ибо у него полностью отсутствует голова!!!

ОТ «ИЗЛИШНЯГО УПОТРЕБЛЕНИЯ»?

Под утро все жители села Берсеменово были разбужены не закукарекавшими петухами, а дичайшим, нечеловеческим криком, который мог издавать только совершенно обезумевший человек. Выбежавшие на шум, невыспавшиеся и оттого очень злые мужики вскоре обнаружили источник шума, коим оказался свой же односельчанин Артемий Кулагин.

Тот был весь в грязи, с головы до ног, без одного ботинка, и при этом у парня были совершенно безумные глаза, в буквально смысле вылезавшие на лоб.

«Дьявол, дьявол…» – кричал он, постоянно пугливо озираясь по сторонам и трясясь, как сушащееся белье во время урагана. Толком объяснить причину своего состояния Артемий так и не смог, беспрерывно повторяя упомянутое выше слово.

Через какое-то время в село пришел и Семен Банщиков. Выглядел он подобно дружку – весь грязный и с безумным блуждающим взглядом, но при этом не кричал, не визжал, да и вообще ничего не говорил, словно лишившись дара речи.

Безумный и грязный вид обоих, конечно, вызвал много вопросов у крестьян, но поскольку от обоих странным образом вернувшихся из гостей мужиков за несколько метров несло перегаром, односельчане пришли к выводу, что те просто перепили или же гадости какой налакались, вот и померещилось им что-то в темноте.

Тем более подобное в то время было в порядке вещей. Криминальная хроника 140-летней давности буквально кишит сводками о последствиях чрезмерного употребления вина крестьянами: «Крестьяне: села Мотовилово Суряков, села Волчихи Макаров и села Лопатиха Терихин – умерли от изляшняго употребления вина…

В селе Шишадееве крестьянин Логанцев умер от излишняго употребления вина… В селе Пое крестьянин Григорьев, в селе Василевке крестьянин Карпов умерли от излишняго употребления вина… Крестьянин Балахнинского уезда, деревня Копчина, Николаев в пьяном виде упал в колодец и убился.

В деревне Вязилке запасной рядовой Беднов умер от ушиба, полученного при падении с сеновала в пьяном виде. Крестьянин деревни Пыры Шулындин умер от раны, нанесенной ему чугунной бабой во время вбивания свай в пьяном виде».

Одним словом, закладывали за воротник от души, посему и поймать «белочку» (белую горячку), когда и черти, и дьяволы мерещились, в XIX веке было несложно!

Крестьянин Кулагин продолжал упорно рассказывать про виденную им нечистую силу, постоянно крестился и целовал нательный крестик, что-то мямлил про телегу с безголовым наездником. Но ему, разумеется, никто не верил, а к вечеру уже все село хохотало и потешалось над «совсем допившимися» односельчанами.

ДЬЯВОЛ ПРИБЫЛ!

Можно только представить лица жителей Берсеменова, когда вечером их мирный досуг снова прервали жутчайшие вопли – сначала мужской, затем женский, – донесшиеся со стороны крайних домов. Вскоре эти одиночные звуки слились в душераздирающий гул, постепенно охватывавший все село и приближавшийся к его центру.

Параллельно было слышно, как в панике разбегающиеся жители запирают ворота и калитки, а потом и ставни. По улице медленно двигалась телега с лошадью, которой в полусидячем-полулежачем положении управлял человек без головы! Дьявол, о котором рассказывали Кулагин и Банщиков, действительно прибыл…

«На мертвеце старый худой кафтан черного крестьянского сукна, красно-пестрядинная домашняя рубашка, синия холщевыя порты, на ногах онучи и новыя лапти», – это уже из официального описания загадочного трупа в криминальной хронике. Опознали его быстро: «дьяволом» оказался не кто иной, как крестьянин этого же села Павел Ильин.

Впрочем, расследование этого, как казалось, мистического преступления прошло очень быстро, а его мотивы и обстоятельства оказались куда более прозаичными, чем в произведении Майна Рида. И дело снова было в «излишнем употреблении».

Ильин задолжал много денег своему дружку из соседнего села крестьянину Курзанову и отдавать их никак не хотел. За несколько дней до описанных событий кредитор тоже устроил у себя дома попойку, на которой постоянно жаловался собутыльникам, таким же крестьянам – Колганову и Теплякову, на Ильина.

А те, в свою очередь, сетовали на хроническую нехватку денег. Когда мероприятие дошло до определенного градуса, Курзанов как бы в шутку предложил дружкам «подработать»: вот принесете мне голову должника, тогда я вас отблагодарю щедро.

Два дурака, от «излишняго употребления» уже давно утратившие чувство реальности, поняли намек самым буквальным образом! То есть выследили Ильина, когда тот ехал по безлюдной дороге на телеге, после чего напали, ударили обухом топора по голове, а затем этим же топором эту голову и отсекли.

Почему преступники не спрятали труп, а отправили его ехать дальше, они пояснить не смогли: то ли решили просто покуражиться и народ попугать, то ли, как и в книге, кобыла в какой-то момент испугалась и сама дала деру. А вот добытую голову должника Колганов и Тепляков положили в мешок и честно отнесли заказчику!

Правда, Курзанов такому «подарку» оказался вовсе не рад, заорал, что пошутил, ничего такого в виду не имел. Ну а потом снова организовал попойку, сам же «индейский трофей» наскоро зарыли в огороде… Поскольку погибший перед смертью неоднократно жаловался на угрозы кредитора, вычислить убийц не составило большого труда.

ДЕВИЦА РЕШИЛА САМА СЕБЯ ОБЕЗГЛАВИТЬ

На первый взгляд эта история может показаться удивительной и даже экзотической. В действительности это не так. Случаи, когда лошади привозили обобранные и ограбленные трупы и просто жертв преступлений, в губернии были не редкостью.

«В Нижегородском уезде в село Помру привезено тело убитого крестьянина того села Агапова принадлежащею ему лошадью, у которого не оказалось денег, 16 рублей 20 копеек, – сообщает газета «Нижегородские губернские ведомости». – В Нижнем Новгороде на льду Оки найдено привязанное к возу тело крестьянина деревни Ольгино Ражова». В нашей истории привезенный кобылой труп выделялся только отсутствием головы…

Впрочем, рубить головы, даже самим себе, для тогдашних нижегородских крестьян тоже было не в диковинку. Чего стоит только вот этот случай! В деревне Мирше крестьянская девица Гущина страдала на фоне безответной любви и сложных отношений с «родичами».

Как это нередко бывало, любила одного, а злой папаша хотел, чтобы вышла замуж за другого. В конце концов Гущина, отчаявшись добиться счастья, решила покончить с собой. Но не утопиться, не повеситься, не отравиться, не застрелиться, даже не лечь под поезд, а отрубить самой себе топором голову!

Только вот силенок у бабы не хватило, да и несподручно как-то было… В общем, с глубокой раной на шее девицу доставили в больницу.

Дмитрий ДЕГТЕВ     «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Папа Джастифай

    Респект тому автору, который так все интересно и красиво пишет, основываясь на криминальной хронике тех лет.
    Лошади того времени, всё равно что смарт-кары будущего) довезут любые части хозяина домой)

    Ответить