Криминальные истории 18 века

Print Friendly, PDF & Email

Банда Соколова, починковская братва, легендарный Галанка и полковник Редькин

Нынешнее время у нас принято называть не иначе как разгулом преступности и криминальным беспределом. Слушая очередные сводки грабежей и разбойных нападений, россияне неустанно вздыхают, мол, до чего страна докатилась.

Однако история показывает, что в прежние времена нашим землякам жилось куда хуже, и страдали они от любителей легкой наживы уж никак не меньше. И виной тому государство, которое во все времена было не в состоянии обеспечить своим гражданам (за исключением чиновничьей олигархии) достойный уровень жизни.

Людям оставался выбор: либо всю жизнь гнуть спину за копейки, либо на свой страх и риск заниматься коммерцией, отваливая львиную долю доходов мздоимцам и казнокрадам. Третий вариант -идти в разбойники и хотя бы чуть-чуть пожить вольно и красиво

ЧЕРЕЗ МЫЗУ ЛУЧШЕ НЕ ЕЗДИТЬ

Нижегородский край в XVIII веке оставался настоящим «эльдорадо» для «воровских людей». В богатых городах и монастырях, на сухопутных и речных торговых путях всегда было чем поживиться. К тому же глухие леса и необъятные просторы позволяли легко скрыться с награбленной добычей, а в забытых богом и чертом деревнях можно было спокойно «отлежаться».

Некоторых районов области тогдашние жители и вовсе стремились сторониться, дабы не наткнуться на очередной «гоп-стоп». Наиболее криминогенными зонами считались Мыза, лес около Кстова, окрестности Лукоянова, Арзамаса и другие места. Многочисленные могилки купцов и странников, разбросанные вдоль дорог, предупреждающе указывали, что здесь с деньгами лучше не ездить…

БАНДА МАТВЕЯ СОКОЛОВА

В 1742 году на всю Нижегородчину прославилась своими подвигами банда Матвея Соколова, состоявшая из беглых крестьян, рекрутов и безработных бурлаков. Начали эти «соколы» свои подвиги с ограбления двух крестьян, потом, войдя во вкус, совершили ряд разбойных нападений на попов и дворян в Макарьевской округе.

На боевом пути банды к ней примыкали все новые члены, в итоге собрался целый отряд из сорока человек. Вконец обнаглев, разбойники средь бела дня напали на богатое село Пестяково.

Жители встретили «блицкриг» ружейным огнем, но после ожесточенного боя соколовцы все же их одолели. В помещичьем доме, чуланах и амбарах бандиты похитили 400 рублей, а также различные пожитки и продовольствие, затем скрылись в лесу, где и поделили добычу.

В дальнейшем было совершено аналогичное нападение на село Воскресенское, после чего следы банды затерялись. Впоследствии по этому делу было арестовано лишь несколько ее участников.

ПОЧИНКОВСКАЯ БРАТВА

Вошла в историю и банда некоего рецидивиста Якова, по кличке Янька, долгое время орудовавшая в районе Починок. Вокруг захолустного города в те времена росли глухие леса с темными непроходимыми чащобами, служившими надежным прибежищем для доблестных «работников ножа и топора».

На «промысел» Яньковская братва выходила обычно летом и осенью перед открытием базаров и ярмарок, когда по дорогам двигались многочисленные торговые караваны. Нападая на купцов, разбойники беспощадно грабили и убивали их, всякий раз бесследно исчезая с добычей.

В другое время года бандиты регулярно «посещали» дворянские усадьбы и дома богатых крестьян. Отряды полиции, регулярно высылаемые на поимку преступников, неустанно шныряли по окрестностям Починок, но долгое время розыск не давал никаких результатов.

Впрочем, это и не удивительно, учитывая, что в правоохранительных органах служили в основном инвалиды и старики, вооруженные копьями, рогатинами да тупыми шпагами. Народ в те времена был темный и необразованный, посему неуловимость разбойников стали объяснять не иначе, как чародейством, мол, во время погони они резко трансформируются в зайца или мышь, после чего под видом лесных животных исчезают.

Но жизнь была гораздо прозаичнее народных сказок. Почувствовав свою безнаказанность, яньковцы перестали прятаться по зарослям и повели вполне заурядную блатную жизнь. Совершив очередное ограбление, ватага разбегалась по окрестным деревням, в которых бандиты «залегали на дно», и устраивались на временное житье во всевозможных избах-притонах.

При этом местные жители, догадываясь о профессии «постояльцев», предпочитали с ними не ссориться и не доносить властям. Каждый селянин осознавал, что полиция где-то там далеко, за горизонтом, а бандюги — тут рядом, за забором, поэтому на помощь государства никто не надеялся.

Тем более братки, особенно в хмельном подпитии, щедро сорили бабками, и у каждого крестьянина появилась возможность подкалымить. Один носил на блат-хаты вино, второй подгонял баб, третий помогал харчами. Пользуясь подобным доверием населения, яньковцы вскоре совсем потеряли бдительность и даже начали обзаводиться «находными» женами из Починковских деревень.

Этим-то и воспользовалась прибывшая в один ничем не прекрасный день команда губернского «спецназа». Дождавшись момента, когда разбойники в очередной раз собрались в одном из гостеприимных сельских притонов, к ним подослали одну известную местную шалаву с «подарком» от всех починковцев — большой бочкой вина.

Ни о чем не подозревавшие беспредельщики обрадовались презенту и принялись с песнями и плясками распивать напиток. И вот в разгар оргии, когда большинство из них было уже не в состоянии произносить очередной тост, в избу ворвались солдаты и перерезали всех до единого, как кроликов.

«ЛЕГЕНДАРНЫЙ» ГАЛАНКА

Однако всех своих коллег по воровскому бизнесу переплюнул легендарный вор-рецидивист, беглый каторжник Галактион Григорьев по кличке Галанка.Он, в отличие от остальной братвы эпохи дворцовых переворотов, срывал куш по-крупному, не гнушаясь при этом «денег Божьих».

Свою «вольную деятельность» Галанка начал с ограбления Крестомаровского монастыря. Разведав, что местные монахи любят, когда их духовную жизнь скрашивают «женщины-богомолки», бандиты переоделись в женскую одежду, обманули доверчивого привратника и ворвались в обитель.

Далее они, подобно современным рэкетирам, долго и мучительно пытали настоятеля и его братию, поджаривая их на вениках, требуя выдать спрятанную монастырскую казну. Разграбив все ценности, Галанка со своими корешами сжег обитель и скрылся.

В дальнейшем бандиты «выставили» еще и монастырь в Оранках, после чего обосновались в горах в районе Васильсурска. Здесь воровская ватага продолжала свой промысел, пока в 1781 году в ходе облавы главарь не был арестован отрядом поручика Мавринского. Остальные члены банды разбежались.

Но на этом карьера Галанки отнюдь не закончилась. Во время следствия по своему делу он сумел убедить «ментов» отвезти его в места былых приключений, чтобы выдать некое тайное лежбище в лесной чаще. Тут-то в ходе «следственного эксперимента» воровской атаман и сбежал.

Новые громкие преступления не заставили себя долго ждать. Сколотив новую банду из отпетых головорезов, Галанка ограбил несколько торговых судов, плывших вниз по Волге, затем «взял» почту в Городце и «выставил» несколько богатых хат.

Карьера легендарного разбойника оборвалась внезапно и отнюдь не геройски. Заболев самой пустяковой болезнью, он взял да и помер, к великому недоумению своих раздосадованных коллег.

РЕЧНЫЕ БОИ ПОЛКОВНИКА РЕДЬКИНА

Волжский путь в XVIII веке являлся главной транспортной артерией России, по которой ежедневно шли торговые караваны, почтовые и «инкассаторские» суда. Между тем в многочисленных притоках и затонах их поджидали вездесущие лихие любители легкой наживы.

Наиболее опасным для плавания считался участок от Нижнего Новгорода до Казани, где орудовали целые разбойничьи флоты. У правительственных чиновников волосы становились дыбом при чтении донесений о настоящих речных боях с десятками убитых и раненых.

Для наведения порядка в наши воды был послан некий полковник Редькин. Наскоро созданная им «речная полиция» на хорошо вооруженных кораблях-гардкоутах стала шнырять по Волге, охотясь за бандитами. Но успехов было достигнуто до смешного мало.

Милицейские шаланды либо вообще не могли догнать нагруженные краденым барахлом шхуны, либо те успешно отстреливались от стражей порядка. А нападения на караваны тем временем продолжались. Тогда Редькин приказал конвоировать торговые суда на всем пути через опасную зону.

Но и тут, как говорится, хотели, как лучше, а получилось по-русски. За «охрану» купеческого судна стражи правопорядка стали требовать мзду и всякого рода дорогие подарки. В итоге торговцам стали страшны не столько разбойники, сколько гардкоутные команды полковника Редькина.

Поняв, что редька хрена не слаще, они стали при возможности удирать и от тех, и от других.

Виктор Мальцев   «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений