Пьянство хоккеистов «Торпедо». 1962 год

пьянство хоккеистов, горьковское Торпедо,
Print Friendly, PDF & Email

О чем писала горьковская пресса того времени

55 лет назад хоккейный клуб «Торпедо» потряс самый громкий скандал в истории

Первый серьезный успех к горьковской хоккейной команде пришел весной 1954 года, когда она в чемпионате второго эшелона финишировала второй и получила право играть в первой группе (высшей лиге). Но дебют оказался неудачным: в 1955 году «Торпедо» заняло последнее, 10-е место, притом набрало всего 7 очков (одержав 3 победы и потерпев 14 поражений).

Сохранить место в первой группе тогда удалось лишь благодаря расширению класса «А» до 15 команд – в частности, туда были включены воскресенский «Химик» и московский «Спартак». Далее несколько лет «Торпедо» опять балансировало на грани вылета. В 1956 году оно заняло 12-е место из 15, в следующем – 13-е из 16, в 1958-м стало восьмым, а в 1959-м – девятым, предпоследним.

Причем от десятой строчки в турнирной таблице автозаводцев спасло всего одно очко. В сезоне 1959/1960 первенство СССР стало разыгрываться по системе плей-офф. При этом горьковское «Торпедо» сумело победить в подгруппе «Б», но в первой же серии матчей на вылет было разгромлено столичным ЦСКА (6:5, 1:3, 0:8). В общем, ничто не предвещало сенсации, но она все же случилась.

СУПЕРСЕНСАЦИЯ И СУПЕРПРОВАЛ

Крупнейшее достижение в истории клуба связано с именем Дмитрия Богинова, личность которого была столь же незаурядной, как и само это событие. Он родился в 1918 году в семье дворянина – контр-адмирала царского флота, свободно владел французским языком, а незадолго до Великой Отечественной войны отсидел в тюрьме, в связи с чем его боевой путь начался в штрафбате. После войны Богинов работал на заводе штамповщиком, затем окончил Ленинградскую школу тренеров, а в 1955 году возглавил горьковское «Торпедо».

Именно под его началом команда добилась своего наивысшего достижения, заняв по итогам чемпионата 1960/1961 второе место. А уже после окончания турнира «Торпедо» сотворило вторую «мегасенсацию»: в седьмом Кубке СССР по хоккею дошло до финала (ранее обыграв московский «Спартак»), в котором снова уступило всесильному ЦСКА (общий счет серии из трех матчей – 8:26). В 1963 году Дмитрий Богинов покинул «Торпедо», возглавив только что созданное киевское «Динамо». Впрочем, громких успехов в его карьере больше не было, как не было их и у горьковчан…

В сезоне 1961/1962 чемпионат снова проходил по обычной схеме (в один этап), а количество команд в группе «А» увеличилось до 20. Сезон прошел для горьковчан довольно удачно, команда одержала много громких побед и стабильно держалась в лидерах. В итоге было занято вполне почетное шестое место, а болельщики были полны надежд и мечтаний о медалях. Однако в 1963 году «Торпедо» оказалось седьмым, в следующем сезоне – снова шестым.

При этом отрыв от лидеров – в первую очередь московских суперклубов: ЦСКА, «Динамо» и «Спартака» – при новом наставнике Александре Прилепском увеличивался и уже не давал никаких надежд на призовые места. Если в сезоне 1961/1962 «Торпедо» одержало 26 побед и потерпело только 9 поражений, то в следующем этот баланс составлял уже 16 к 13, а в сезоне 1963/1964 горьковчане одержали всего 13 побед и потерпели 20 поражений. Баланс заброшенных и пропущенных шайб стал отрицательным, команда, как тогда выражались, «потеряла зрелищность» и «волю к победе».

В 1965 году горьковское «Торпедо» и вовсе чудом избежало вылета из первой группы, проиграв 21 матч из 36. После этого Прилепский был уволен, а на его место пришел 36-летний Виталий Костарев (бывший футболист и хоккеист). Начало его работы ознаменовалось самым громким скандалом в ХК «Торпедо» за всю его историю!

НАПАДАЮЩИЙ «ТОРПЕДО» НЕ СТОЯЛ НА НОГАХ

Сезон 1965/1966 команда снова начала неудачно, потерпев ряд разгромных поражений, в том числе от аутсайдеров чемпионата. При этом игроки – как ветераны, серебряные призеры-61, вроде Анатолия Сорокина, Бориса Немчинова и Игоря Чистовского, так и молодежь – выглядели откровенно «вяло», словно у них серьезные проблемы с физической формой и даже со здоровьем. Первая («ударная») тройка в команде забивала меньше третьей – самой слабой.

Разочарованные и разгневанные болельщики писали письма в саму команду, в газеты, в дирекцию Горьковского автозавода, даже в обком партии и требовали разобраться, что происходит с командой, еще недавно блиставшей на льду, переигрывавшей «авторитетов» – столичные клубы, а теперь выходившей на игры словно с похмелья.

Долгое время городские и областные власти, заводской комитет ГАЗа, в ведении которого находилась команда, а также само руководство «Торпедо» старались не выносить сор из избы, делать вид, что всё в порядке, а неудачи объясняются банальным «невезением»: тут «не дожали», там «глупо пропустили»…

Чашу терпения переполнило очередное разгромное поражение – от воскресенского «Химика» (1:6), которое торпедовцы потерпели в начале ноября. После этого «сор» решили всё же вынести на суд общественности, причем было что выносить: предположения болельщиков о похмельном состоянии оказались верными!

15 ноября в газете «Горьковский рабочий» в рубрике «Хоккей» была опубликована статья под названием «Что случилось с «Торпедо»?», из коей ошарашенные читатели узнали, что причинами поражений, оказывается, являются систематическое пьянство, дебоширство, «звездная болезнь» и даже… антисанитария! «События последних дней обнажили истинные причины неудач автозаводской команды. И об этом нельзя говорить без глубокого возмущения, – писали авторы Г. Воронин и А. Славинский.

– В команде участились случаи выпивок. И организаторами их оказались именно те, на кого больше всего надеялся тренер. На следующий день после матча с «Химиком», проигранного с разгромным счетом, торпедовцы уезжали в Москву. Пора было садиться в поезд. Но как же быть с Крупиным? Он приехал, предварительно напившись почти до бесчувствия. Нападающий «Торпедо» не стоял на ногах. В адрес окружающих он сыпал угрозы. Крупин поносил всех и вся, не стесняясь никаких выражений. А потом пустил в ход кулаки, совершил хулиганский поступок.

Товарищи по команде пытались образумить зарвавшегося хулигана. Особенно старался Чистовский. Он хорошо знал, что отвечать за «художества» друга ему тоже придется. В этот день на машине Чистовского они вдвоем поехали в Стригинский бор – на базу («Нам хотелось поиграть в бильярд», – говорит Крупин). В Стригине встретились с Немчиновым и Сорокиным. На столе появились две поллитровки. Потом еще две… После окончания трапезы Чистовский сел за руль и, благополучно миновав посты ГАИ, доставил приятелей в Соцгород.

До отъезда в Москву трое успели протрезвиться, а четвертый – Крупин – где-то добавил еще. Все остальное – следствие пьянки». Понятно, что после подобного «отдыха» выходить на лед и забивать голы ведущей тройке «Торпедо» было нелегко…

Не лучше вела себя подрастающая молодежь, которая, видимо, брала пример со «звездных» товарищей. Например, новобранец «Торпедо» кандидат в мастера спорта Шибанов в начале сезона ни разу не выходил на лед в основном составе, зато несколько раз задерживался сотрудниками милиции, за что получил от них официальную характеристику «дебошир и пьяница». Неплохо проявивший себя в игре 19-летний защитник Мошкаров дважды задерживался за нарушения общественного порядка, а другой молодой защитник – Качанов – получил два года условной дисквалификации за соответствующее поведение во время матчей.

«ПЬЯНСТВО, КАК РЖА, РАЗЪЕДАЕТ КОМАНДУ»

Главную причину этих безобразий тогда увидели в той самой «звездной болезни». После серебра 1961 года хоккеисты стали в провинциальном Горьком настоящими небожителями, имена которых знали все горожане, как говорится, от мала до велика. В честь игроков «Торпедо» называли сыновей, их вырезанные из газет портреты висели во многих квартирах, общежитиях и школах, гонявшие во дворах шайбу детишки мечтали стать такими, как Коноваленко, Немчинов и Чистовский, а интерес к хоккею в целом в нашем городе вырос в разы.

Но сами герои, если верить данной публикации, не оценили оказанного им высокого доверия! «Обстановка всепрощения и нетребовательности, которая привела к очередному ЧП, создавалась не сразу, – писали авторы. – Это началось еще в 1961 году, когда хоккеисты «Торпедо» стали серебряными призерами.

Вскоре в команде обнаружились первые симптомы «звездной болезни». Были приняты некоторые меры по оздоровлению обстановки. К виновным отнеслись довольно добросердечно. Но ведущие игроки команды не оценили оказанного им доверия. Они поняли это по-своему – им, мол, все дозволено, им все простят.

В команде, по сути, нет комсомольской организации. Из 15 комсомольцев многие нерегулярно и неохотно платят членские взносы, не выписывают и не читают газет. На базе хоккеистов в Стригине – далеко не спортивная атмосфера. В комнатах общежития вопиющая антисанитария. Некоторые спортсмены курят… Пьянство, как ржа, разъедает команду. Но самое печальное в том, что к водке стала «приобщаться» и молодежь. И вот еще один закономерный финал».

Одним из главных виновников признали врача «Торпедо» С. Богомолова, который фактически забросил работу, перестал следить за спортивной формой игроков и не обращал внимания на систематическое пьянство и курение. Это ж звезды, им можно…

ХОККЕИСТОВ «СУДИЛ» ЗАВКОМ АВТОЗАВОДА

Дело о пьянстве и дебоширстве в «Торпедо» в итоге рассматривалось на заседании завкома Горьковского автозавода, причем заседание превратилось в настоящий общественный суд над распустившейся командой. Комитет постановил ходатайствовать о лишении Юрия Крупина звания мастера спорта и его пожизненной дисквалификации как хоккеиста. Материалы о его хулиганстве были переданы в следственные органы.

Сорокина и Немчинова дисквалифицировали на один год, взыскания получили также Чистовский, Шибанов и Мошкаров. «Торпедо» третий год находится на грани перехода в низшую лигу, – так заканчивали свой разоблачительный материал Воронин и Славинский.

– Если такое случится теперь, когда в городе построено два искусственных катка, это ляжет позорным пятном и на команду, и на всех, кто несет прямую ответственность за ее выступления».

Опасения в итоге не оправдались, по итогам чемпионата «Торпедо» заняло 7-е место из десяти. В дальнейшем команда выступала достаточно стабильно, но мечты болельщиков о повторении сенсационного успеха 1961 года так и не сбылись. Хотя «Торпедо» и слыло «грозой авторитетов», регулярно нанося поражения сильнейшим московским клубам, эти победы потом всякий раз «обнулялись» обидными поражениями от аутсайдеров.

В период с 1967 по 1981 год команда ни разу не занимала в турнирной таблице позицию выше пятой, а самым серьезным успехом стало 4-е место, завоеванное в сезонах 1981/1982 и 1984/1985. Зато после этого «Торпедо» скатилось вниз. В 1986 году оно заняло 10-е место, в 1987-м – 8-е, в 1988-м – 12-е, в 1989-м – 14-е, в 1990-м – 9-е, а в последнем чемпионате до развала СССР (1990/1991) оказалось на 10-й строчке.

пьянство хоккеистов, горьковское Торпедо,

Дмитрий ДЕГТЕВ    «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений