Похождения «Черной вдовы» 1899 год

Print Friendly, PDF & Email

115 лет назад Нижегородский окружной суд рассматривал необычное дело. На скамье подсудимых находилась молодая женщина, обвинявшаяся в серийных убийствах

Практически как в детективах Артура Конан Дойля, она травила мужчин ядом неизвестного происхождения…

РОКОВАЯ КОМАНДИРОВКА КРЕСТЬЯНИНА НОВОЖИЛОВА

В один ничем не примечательный холодный день крестьянин слободы Олюшиной Костромской губернии Михаил Новожилов оказался в славном городе Нижнем Новгороде. Привели его сюда отнюдь не желание полюбоваться красивыми пейзажами и не праздное любопытство, а важные дела. Новожилов работал приказчиком у купца Постникова и был послан оным в Нижний для закупки строительного материала. В общем, приехал в командировку. Ну а какая, спрашивается, русская командировка без гульбы? Где, как ни в другом городе, мужику почувствовать себя свободным, «белым человеком»? Жена далеко, деньги на расходы да всякие нужды хозяин дал — ну как тут не покутить по полной?!

Поэтому, кое-как сделав дела праведные, зашел Новожилов в трактир Горева, что находился на улице Алексеевской. Там он сперва тяпнул водочки, закусил огурчиком, немного расслабился, ну а только потом огляделся по сторонам. Вскоре в поле зрения хмелеющего господина приказчика попала одиноко сидящая за одним из столов молодая женщина. Пропустив еще сто грамм для смелости, Новожилов подошел к барышне и предложил продолжить мероприятие совместно. Та словно только и ждала сигнала, потому как сразу согласилась: мол, давай, отчего же не провести время с приятным мужчиной? Некоторое время граждане выпивали за новое знакомство, ну а потом Новожилов, как водится, предложил женщине проследовать к нему в гостиничный нумер и продолжить банкет там.

Девица, как пел в одной из песен Михаил Круг, «поломалась для виду», да и согласилась. После чего парочка вышла на улицу, счастливый кавалер свистнул извозчика, усадил спутницу в пролетку и повез в гостиницу «Пеклеръ» на улицу Осыпную (ныне Пискунова). Лошадь мерно отстукивала копытами по неровной мостовой, обгоняя прохожих, а пьяный Новожилов, вероятно, уже погрузился в грезы о приятном завершении вечера.

Вскоре пролетка подкатила к дверям гостиницы, крестьянин сунул «таксисту» купюру с криком «сдачи не надо» и, галантно подав даме руку, повел ее к себе в номер. Эту сцену наблюдал швейцар крестьянин Василий Козлов. Он видел, как Новожилов с женщиной поднялись по лестнице и удалились в его комнату. Вроде бы не было в этом событии ничего особенного. Ведь постояльцы, особенно приезжие, частенько приводили в номера дам, в том числе легкого поведения. Но по какой-то причине спутница Новожилова привлекла внимание Козлова, и он даже внимательно разглядел ее лицо. Было в этой женщине что-то такое, выделявшее ее из общей массы посетительниц. И взгляд какой-то не такой, и походка не типичная. Да и вообще, Козлову показалось, что дама эта ему чем-то знакома…

Как оказалось, подозрения швейцара были не напрасны. Через час после того, как Новожилов прибыл в гостиницу, женщина выбежала из номера уже одна, стремительно спустилась по лестнице и удалилась. Выйдя следом на улицу, Козлов увидел лишь быстро удаляющуюся среди толпы прохожих фигуру. Обеспокоенный швейцар тотчас побежал к конторщику Ермакову, затем к хозяину гостиницы Пеклеру, после чего все трое отправились в номер к Новожилову. Открыв дверь запасными ключами, они увидели постояльца крепко спящим в постели. Все попытки разбудить его ни к чему не приводили, в связи с чем был срочно вызван врач. Последний кое-как смог привести Новожилова в чувство и тут же диагностировал у того явные признаки отравления.

Вскоре в гостиницу «Пеклеръ» прибыла и полиция, которая установила пропажу у потерпевшего кошелька с 684 рублями денег и серебряных часов с цепочкой. Когда стражи порядка попросили описать внешность спутницы Новожилова, последний, только что вытерпевший процедуру промывания желудка, толком ничего не помнил. А вот швейцар Козлов смог составить достаточно четкий «фоторобот», указав среди прочего, что дама была одета в голубую ротонду с капюшоном на белой подкладке… Услышав это, полицейские оторопели и поняли, что речь идет о той самой неуловимой и хладнокровной грабительнице и убийце, которую не удавалось поймать уже полгода.

ПЯТЬ ПОХОЖИХ ТРУПОВ

Начиналась эта история летом 1898 года, когда в Нижнем Новгороде стали внезапно и таинственно умирать молодые и здоровые с виду мужики. Причем при довольно схожих обстоятельствах. Трупы обнаруживали в съемных квартирах или гостиничных номерах без признаков насилия. Полицейские медики же констатировали в качестве причины смерти сильное отравление. Но чем именно травились потерпевшие, сказать точно никто не мог. Было ясно лишь, что перед кончиной все они изрядно выпивали водки и других горячительных напитков. Собственно, из-за этого обстоятельства у следователей поначалу не было уверенности в криминальном характере скоропостижных смертей. Ну перепил мужик водки и отошел в мир иной, с кем не бывает?! Поэтому первоначальная версия предполагала лишь вероятное отравление паленым алкоголем.

После четвертого трупа, коим оказался рязанский купец Тимофей Абросимов, обнаруженный мертвым в номере гостиницы «Антоновъ», полиция провела массовые проверки кабаков, трактиров и подпольных шинкарей на предмет производства и продажи некачественной водки. В руки стражей порядка, как водится, попался богатый улов. Многие нижегородские заведения ради сверхприбылей закупали алкоголь не из казенных запасов по высокой цене, а подпольно и по дешевке. Причем подделывали как обычную сорокаградусную, так и элитные коньячные и винные марки.

В общем, при желании, было на кого списать гибель мужчин: пить-де, надо меньше! Однако полицейский следователь Шимборский, изучив дела об «отравлениях», обратил внимание на важную деталь. Если речь шла об отравлениях паленой водкой, почему все тела были обнаружены именно лежащими в постели, а не на мостовой, в канаве или в самом питейном заведении под столом? И по какой причине всякий раз травился только один человек? Кроме того, все потерпевшие проживали одиноко, без семьи, родственников и знакомых.

Все сомнения Шимборского окончательно развеяла пятая смерть. Утром 12 ноября 1898 года в доходном доме на улице Рождественской был обнаружен труп крестьянина Балахнинского уезда Василия Красинова. Как оказалось, последний приехал в Нижний Новгород для улаживания дел, связанных с получением наследства. При этом родственники показали, что у Красинова была с собой большая сумма денег, коей при трупе не оказалось. Швейцар и постояльцы гостиницы не смогли вспомнить ничего примечательного о событиях вечера и ночи, предшествовавших смерти крестьянина.

С кем был, когда пришел, никто ничего не помнил. Зато один из извозчиков, постоянно работавших на Рождественской, показал, что поздно вечером 11 ноября недалеко от злополучного доходного дома к нему в пролетку села взволнованная дама и попросила отвезти ее в Канавино. Из примет «таксист» вспомнил, что на женщине была яркая голубая ротонда с капюшоном. Так называлась модная в те времена верхняя теплая женская одежда без рукавов. Между тем судмедэкспертиза показала, что смерть Василия Красинова также наступила в результате отравления. На вопрос Шимборского, мог ли это быть яд, врач сказал, что мог, но, по всей видимости, неизвестного происхождения. Все-таки уровень криминалистики в конце XIX века был совсем не тот, что сейчас, а сыщиков уровня Шерлока Холмса в нижегородской провинции, увы, не было…

БАРЫШНЕ ПРОСТО НЕ ХВАТИЛО ДЕНЕГ!

Сообщение о том, что в Нижнем Новгороде действует «черная вдова», то есть женщина, соблазняющая, а потом отравляющая и грабящая безвинных мужиков, было напечатано в «Нижегогородских губернских ведомостях». И вызвало настоящую панику и шквал откликов от читателей. Вот только беда: большая часть населения тогда была неграмотной, газет не читала, а уж приезжие и вовсе были не в курсе нижегородских новостей. Но швейцар гостиницы «Пеклеръ» Василий Козлов, по всей видимости, сообщение в газете прочитал. Именно поэтому в тот вечер 22 ноября он и обратил внимание на спутницу доверчивого Новожилова. И фактически спас тому жизнь. Как потом оказалось, только своевременное промывание желудка позволило потерпевшему избежать участи своих предшественников.

Ну а полиция после сообщения о происшествии в гостинице «Пеклеръ» провела массовую операцию по всему Нижнему Новгороду и Канавину. Подозреваемую искали по всевозможным заведениям, кабакам и трактирам. Между тем очухавшийся Новожилов вдруг вспомнил, будто бы барышня проговорилась ему, что работает на заводе Костина. Наведавшись утром следующего дня на указанное предприятие, полицейские выяснили, что там действительно числится служащей некая Лукерья Калугина, которая носит голубую ротонду с капюшоном. Вскоре дама была задержана, а в ее квартире проведен обыск…

Как часто бывает в таких случаях, следователи ожидали увидеть настоящее хладнокровное чудовище, а перед ними оказалась вполне приличная и милая дама. Да к тому же еще и замужняя. Жила 25-летняя Лукерья в Канавине в нормальном доме, не бедствовала, муж ее – железнодорожный служащий – не пил, не дебоширил, все нес в семью. Детишек, правда, у Калугиных не было, в связи с чем у женщины, в отличие от большинства ровесниц, была масса свободного времени. Возможно, именно от безделья и непомерной алчности и решилась в один не самый прекрасный момент молодая Лукерья на первое страшное преступление.

Схема, придуманная Калугиной, была тривиальна. «Засветила» в кабаке мужика при деньгах, «снялась», потом «в нумерах» подсыпала отравы в водку и «сделала ноги». Состав преступления старый как мир. Правда, орудием такого рода преступлений обычно является простой клофелин. Главная же интрига состояла в том, чем именно Лукерья травила потерпевших. Разгадка оказалась в духе детективов Артура Конан Дойля. Оказывается, муж ее в молодости путешествовал по Азии и привез оттуда массу всяких сувениров, в том числе флакон с каким-то редким ядом. Его-то и использовала преступница, в общем-то верно полагая, что следователи не смогут понять, чем отравился мужик, после чего спишут все на водку.

В апреле 1899 года Нижегородский окружной суд приговорил «черную вдову» к 20 годам тюремного заключения. После оглашения вердикта подсудимая упала в обморок и была вынесена из зала заседаний на руках.

Виктор МАЛЬЦЕВ   «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Валерон

    админ, очень интересно, жги еще!

    Ответить
  2. Сергей

    Все как обычно: травила- душа не дрогнула. Как только настигло наказание…

    Ответить
  3. Аноним

    Какие коварные сейчас женщины стали, просто жуть….. Ничего не боятся, это она при живом муже))) а вот при мертвом любовнике то происходит?

    Ответить