Транспортная анархия. Нижний Новгород. 1905 год

Print Friendly, PDF & Email

Полиция эвакуировала неправильно паркованных лошадей

Нижегородские извозчики часто парковались в запрещенных местах, вторым и третьим рядом, препятствовали движению и создавали пробки. А еще привязывали своих лошадей где попало (например, к фонарям уличного освещения, заборам) и уходили поесть или передохнуть.

В результате многие улицы были запружены огромным количеством всевозможных тарантасов, пролеток и дилижансов. «Транспортная мафия» бесчинствовала и плевала на все законы…

Все это заставило полицию пойти на крайние меры, а именно – начать принудительную эвакуацию лошадей.

КАК НЕ СТЫДНО ВАМ, СВОЛОЧИ?!

В начале июня нижегородской полицией было раскрыто бытовое убийство солдата, произошедшее в доме Преображенского на печально знаменитой Миллионке (трущобный район между Волгой и кремлевской стеной близ Ивановской башни). Потерпевший оказался нижним чином 1-го парка артиллерийской бригады, расположенной в Брест-Литовске, он прибыл в Нижний Новгород на побывку.

«Преступлению предшествовали следующие обстоятельства, – рассказывала криминальная хроника. – К содержательнице ночлежных квартир Беликовой, у которой находился Максимов, ввалилась компания из пяти человек с бутылками вина в руках. К мужчинам присоединились девицы, и началась попойка.

К столу, между прочим, приглашен был компанией и Максимов. Выпив стакан вина, солдат вдруг встал и начал укорять бражничавших в тунеядстве. «Сволочи! Как не стыдно вам в такое время ничего путного не делать, а только шалаберничать?!» – крикнул Максимов».

Возмущение солдата, в общем, можно было понять! Шла война. Наши войска отчаянно бились на сопках Маньчжурии с проклятыми самураями, в то время как флот только что понес очередное тяжелейшее поражение от эскадры коварного японского адмирала Того.

А тут, в «тылу», вместо того, чтобы записываться добровольцами в армию или, на худой конец, переживать по поводу гибели всей Балтийской эскадры, праздно бухают и веселятся! Будто ничего и не происходит. Однако захмелевшие «шалаберники» не оценили патриотизма солдата. Напротив, их до глубины пьяной души возмутили подобные обвинения.

«Мы тебя вином напоили, а ты на нас бочку катишь?!» – заорал один из гостей. И плеснул остатками напитка в лицо обидчику. Солдат же в ответ опрокинул на оппонента стол, тем самым дав старт, в общем-то, привычному для обитателей Миллионки дебошу. Визги испуганных девиц, матерные вопли, глухие удары, ну а потом у кого-то в руках блеснуло лезвие финского ножа…

«Братцы, убили! – этот отчаянный крик смертельно раненного, упавшего на землю, как бы отрезвил компанию, которая мгновенно разбежалась в разные стороны, – писала пресса. – Немедленно в дом Преображенского прибыла полиция, отправившая еще теплый труп в анатомическую камеру». Именно так 100 лет назад называли городской морг.

Вскоре на Живоносной улице был задержан сам убийца солдата, а потом и его дружки. При этом все они оказались отнюдь не местными тунеядцами и алкоголиками, а приезжими из губернии, работавшими у местного предпринимателя извозчиками…

ПОЛИЦИЯ ЭВАКУИРОВАЛА НЕПРАВИЛЬНО ПРИПАРКОВАННЫХ ЛОШАДЕЙ

История о банальном бытовом убийстве получило громкую огласку в связи с тем, что как раз весной-летом 1905 года городские власти развернули борьбу с нелегальными перевозчиками и нарушителями правил уличного движения. Несмотря на то, что в начале ХХ века в Нижнем Новгороде уже получил широкое распространение общественный транспорт, то есть трамвай, основная тяжесть перевозок по довольно растянутому городу по-прежнему лежала на легковых и ломовых извозчиках.

В условиях жесткой конкуренции те постоянно нарушали правила, гоняли с бешеной скоростью, наводя ужас на прохожих, подрезали друг друга, выезжали на тротуары. Кроме того, для упорядочения работы перевозчиков каждый тарантас с лошадью должен был иметь номерной знак, выдававшийся полицией.

Однако многие продолжали работать без знаков, использовали поддельные и нигде не регистрировались. Часто извозчики парковались в запрещенных местах, вторым и третьим рядом, препятствовали движению и создавали пробки. А еще привязывали своих лошадей где попало (например, к фонарям, заборам) и уходили поесть или передохнуть.

В результате многие улицы были попросту запружены огромным количеством всевозможных тарантасов, пролеток и дилижансов. После коих оставались еще и бесчисленные кучи навоза. Одним словом, «транспортная мафия» бесчинствовала и плевала на все законы…

Всё это заставило полицию пойти на крайние меры, а именно – начать принудительную эвакуацию нелегальных и неправильно припаркованных лошадей! Городовые устраивали облавы в местах скопления извозчиков, срывали с тарантасов номера, после чего под конвоем препровождали нарушителей в полицейскую часть. Если же «водителя» (пардон, извозчика) на месте не оказывалось, повозку и вовсе эвакуировали в его отсутствие!

Правда, каких-либо специальных погрузчиков для этих целей еще придумано не было. Кобыл просто отвязывали и принудительно уводили. Помимо этого, вошедшая во вкус и получившая чрезвычайные полномочия от властей полиция стала предъявлять перевозчикам всевозможные произвольные требования, за их несоблюдение тоже нещадно штрафовала и отбирала номера.

В частности, в летний период запрещалось въезжать на территорию ярмарки на грязной повозке, а на улицу Большую Покровскую – на не обрезиненных колесах. Нечего, мол, грохот устраивать и тишину нарушать. А в случае несогласия лошадь сразу же снималась с маршрута и отправлялась на «штрафстоянку». Когда разбирательство заканчивалось (с извозчиком проводилась беседа, выписывался штраф), нарушителя заставляли лично убирать скопившийся к этому времени под его кобылой навоз.

Ситуация усугубилась тем, что у традиционных нижегородских перевозчиков появились неожиданные конкуренты – донские казаки. После забастовок и беспорядков, прокатившихся по стране в январе-феврале 1905 года, по приказу царя в подмогу местным правоохранителям были отправлены отряды казаков. Целью командировки были охрана общественного порядка и недопущение революционных выступлений.

Однако монотонная служба вдали от родных мест казакам вскоре надоела, и они стали искать развлечений, попутно развлекая и местное население. «Казаки у нас совсем акклиматизировались, – сообщал «Нижегородский листок». – 8-го и 9-го июня почти все поголовно перепились. На своих «маштачках» они катают публику, взимая по 5-10 коп. с желающих «показаковать». Охотников до этого удовольствия находится много, а сынам воинственного Дона только это и нужно.

Всё бы это ничего, но является только одно неудобство, а именно: не разберешь, кто кого охраняет – казаки ли население или же население казаков».

НЕДОВОЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ НАПИСАЛИ ПИСЬМО ЦАРЮ

В итоге дошло до того, что недовольные перевозчики написали коллективное письмо царю! Они пожаловались на городские власти, полицию, тех самых «акклиматизировавшихся» казаков, угрожая при этом забастовками и параличом транспорта. К тому же как раз в это время в Нижнем Новгороде началась забастовка трамвайных служащих.

Учитывая сложную экономическую ситуацию и рост протестных настроений, канцелярия императора отреагировала довольно оперативно. Вопрос был спущен в нашу городскую Думу, которая собралась по этому поводу на срочное заседание.

«В своем ходатайстве извозчики указывают на дурное обращение с ними полиции, – рассказал в своем выступлении депутат В. М. Волков. – При малейшем протесте с их стороны полиция срывает с них знаки и отправляет в часть вместе с лошадью, которая по нескольку часов ждет хозяина.

Извозчики просят, чтобы полиция не отправляла их, а вызывала в часть на следующий день по номерному знаку и чтобы лошадь, во всяком случае, была отправлена на квартиру извозчика. Извозчики просят предоставить им для защиты своих интересов поверенного и разрешить управе взимать с них, при наличии номерных знаков, по 50 коп. с человека на содержание этого поверенного». То есть речь шла о специальном омбудсмене, который бы отстаивал права извозчиков перед властями.

Попутно вскрылись всевозможные злоупотребления со стороны правоохранительных органов. К примеру, как и в нынешние времена, действовало правило, согласно которому извозчики обязаны были бесплатно возить полицейских чинов «по их надобностям». В идеале воспользоваться повозкой те могли для их доставки к месту преступления или же для задержания преступников.

Однако в действительности «надобности» толковались полицейскими по своему усмотрению. Те попросту катались на халяву по любому поводу. В порядке вещей были случаи, когда к извозчику подходил (или подползал) пьяный чин и требовал отвезти его «по надобности» домой. А то и вовсе прокатиться по городу с дамой или подвезти знакомого «в интересах службы». Дошло до того, что каждый извозчик вынужден был перевозить в год в среднем 700 бесплатных пассажиров – естественно, неся при этом огромные убытки.

Впрочем, отнюдь не все парламентарии поддержали ходатайство. «Господин Волков слишком идеализирует наших извозчиков, – отметил депутат А. А. Савельев. – Должно быть, он мало на них ездит, а больше на своих лошадях или ходит пешком». По мнению Савельева, многие нижегородские извозчики являлись настоящими разбойниками.

Общественность постоянно жаловалась на всяческие безобразия. Дескать, гоняют так, что пассажиры на поворотах падают на дорогу, требования полицейских игнорируют и удирают от них, лошадей не кормят и эксплуатируют до полного изнеможения. Ну а пьяных клиентов обманывают и обсчитывают. Да еще и пользуются неисправным подвижным составом…

В общем, учитывая обстановку сегодня, спустя 110 лет, можно сделать вывод: транспортная мафия бессмертна!

Виктор МАЛЬЦЕВ    «Ленинска смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. ангмар

    От не на! А предков Каргина там не было?))

    Ответить
  2. Добропорядочный гражданин

    Петросян!..

    Ответить
  3. зайка

    да……..каргина ……очень похоже

    Ответить
  4. микола

    Каргин молодец! Побольше бы таких предпринимателей.

    Ответить
  5. Kote

    Прошло столько лет, а ничего не изменилось…

    Ответить