Антиалкогольная кампания. 1972 год.

Print Friendly, PDF & Email

О чем писала нижегородская пресса летом и осенью 1972 года

Итак, в 1972 году в разгар эпохи застоя брежневское руководство развернуло очередную антиалкогольную кампанию. СМИ, и в частности пресса, активно участвовали в пропаганде трезвого образа жизни и одновременно создании негативного образа советского алкоголика. Насколько принятые меры были эффективны, мы узнаем со страниц нижегородских газет.

ДЕТЯМ ДО 16… РАЗРЕШАЕТСЯ

Статью с таким провокационным названием публикует газета «Ленинская смена». Дело в том, что постановлением ЦК КПСС, о котором рассказывалось в предыдущем материале, категорически запрещалось продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним.

И вот спецкоры газеты Г. Долганский и С. Купцов решили провести журналистское расследование, выполняется ли это указание в магазинах города. В качестве подсадной утки использовали 15-летнего ученика 72-й школы Морозова Сережу.

«Мы высадились из машины около магазина №35 Заречного пищеторга. Вручив 4 рубля положительному школьнику Сереже, мы отошли от винного отдела. Свидетельствую следующее: продавщица молча отсчитала Сереже 38 копеек и недрогнувшей рукой выдала бутылку с этикеткой «Водка»… 18.00. Магазин № 27 на проспекте Ленина.

Положительный школьник Сережа выстоял очередь в кассу. Выбил чек на сумму 3 р. 62 коп. (в 1972 году все знали, что это цена бутылки водки. — Ред.). Кассирша и бровью не повела. Потом Сережа выстоял вторую очередь. Молодая продавщица говорила про кассира.

Мы оказались у завмага. Молодая продавщица решила поделиться с кассиром: «Тебе половина и мне половина».

— Разве я виновата, ведь она пробила?

Вокруг нас стала собираться толпа людей в белых и черных халатах.

— Чего к девчонке пристали? Два месяца всего работает, — пытались разжалобить нас.

— Ходят тут…

В магазине № 21 на улице Дьяконова положительный школьник Сережа тоже беспрепятственно получил водку… Магазин «Экспресс». 19 часов 10 минут. Водку положительный школьник Сережа не получил, однако приобрел одну бутылку красного…»

В конце статьи были помещены комментарии от редакции: «Органы милиции свидетельствуют, что большинство хулиганских действий и преступлений, совершенных подростками, происходят в стадии алкогольного опьянения… Как видно из результатов рейда, довольно странную позицию занимают иногда руководители магазинов.

В магазине № 27 Заречного пищеторга участники рейда стали свидетелями довольно неприглядной картины. Вместо правильной оценки происшедшего и попытки разобраться в случившемся зав. магазином Р. И. Королева заняла позицию, порочащую звание советского продавца.

В присутствии рядовых работников магазина, среди которых находились продавцы, делающие только первые шаги в торговле, она обвиняла работников ОБХСС в предвзятости. Кроме того, Р. И. Королева запретила молодой продавщице отвечать на вопросы работника ОБХСС, заполняющего протокол, и на вопросы наших корреспондентов… Редакция газеты надеется, что материалы рейда станут предметом обсуждения во всех комсомольских организациях торговых учреждений города и области».

Не секрет, что и по сей день подобные нарушения закона не редкость. Только если сейчас их обычно объясняют погоней за прибылью, то в брежневские времена зарплата вроде не зависела от количества проданного. Значит, дело все-таки не в деньгах, а в нашей русской безалаберности и равнодушии.

ВИНО С «ПРИКЛАДОМ»

«Горьковская правда» 30 августа напечатала статью «У винного прилавка», в которой приводятся многочисленные факты нарушений работниками магазинов постановлений «партии и правительства». Корреспондент А. Давыдов, прогулявшись по улицам Нижегородского района, рассказывал: «Среди всех гастрономических и продовольственных магазинов, расположенных на ул. Свердлова, по-прежнему самым притягательным для постоянных пьяниц остался магазин № 13 второго Нагорного пищеторга. В магазине и возле него с утра и до позднего вечера группируются выпивохи.

С восьми утра группы жаждущих опохмелиться собираются и у магазина № 7 того же торга (площадь Ошарская). Собираются здесь не случайно: хотя висит объявление, что водка продается с 11 до 19, но на полках еще со вчерашнего дня выставлены плотные шеренги водки.

В этом магазине несколько дней продавали вино с «прикладом». Берешь бутылку – бери порцию мороженого. Но это не стандартный стаканчик, а какая-то бесформенная масса, которую продавщица не совсем чистыми руками отдирает от общей массы…

Правительственным постановлением и приказом министра торговли категорически запрещено торговать напитками крепостью 30 градусов и выше в местах массового гулянья и отдыха трудящихся. Между тем 19 июля инспекция обнаружила, что в расположенной под откосом, у городского пляжа, шашлычной от ресторана «Волга» торгуют в розлив водкой, коньяком.

Торговая инспекция предписала снять в бюджет сумму 50-процентной наценки, а оставшиеся коньяки и водку немедленно вернуть на склад ресторана. Но буфетчица Филиппова не подчинилась, за последующие два дня распродала еще две трети оставшихся запасов. Торговую инспекцию она не признает, а директору ресторана Дарову «некогда» было обращать внимание на такие «пустяки».

В статье также приводились факты, когда водкой торговали магазины, вообще не имеющие на это разрешения (лицензии). Словом, социалистическая законность «соблюдалась». Рекламу спиртного партия тоже запретила, но, как писал автор статьи, «среди десяти прилавков самое яркое, самое привлекательное рекламно-художественное оформление витрины – в винном отделе».

ГДЕ ЗАХОЧУ, ТАМ И ПЬЮ!

В той же газете вышел материал подполковника милиции Н. Кошмина «Что показал рейд». В ней страж порядка подводит первые итоги антиалкогольной кампании 1972 года. По мнению Кошмина, в обществе «намного возросла нетерпимость к лицам, злоупотребляющим спиртным», многие из них якобы «пересмотрели свое поведение» и отказались от вредной привычки.

Однако несознательная часть граждан, как всегда игнорировала законы и «продолжала нарушать правила социалистического общежития». Далее он писал: «Казалось бы, в Указе предельно ясно сказано о том, что распитие спиртных напитков на улицах и в других общественных местах, а равно появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – запрещается. Но до отдельных граждан это требование явно не доходит.

В автобусе в часы пик особенно многолюдно, но это не смутило автокарщика Ю. Шарова. Достав из кармана бутылку вина, он тут же стал распивать ее. Когда участники рейда напомнили ему о требованиях закона, он ответил:

— Где захочу, там и пью!

Где хотел, там и пил гр-н Ю. Островский. А пил он в садике имени Пушкина неподалеку от кинотеатра «Охотник». Рабочий Лысковской базы хлебопродуктов К. Коптев решил, что самое лучшее место для распития водки – городская столовая».

За подобное поведение граждане наказывались штрафом от 3 до 10 рублей, а при повторном задержании уже до 30 рублей. Кроме того, пьяниц лишали премий, льготных путевок, их очередь на получение жилья переносилась на более поздние сроки. Однако все было бесполезно, пили и продолжали пить.

А что касается ограничений по продаже спиртных напитков, то тот же подполковник Кошмин написал в конце своей статьи: «Некоторые предприимчивые граждане, быстро оценив обстановку, занялись изготовлением «домашнего вина», активно сбывая его.

Так, в с. Нарышкине Вознесенского района изготовлением самогона занималась гр-ка А. Катарова. Частыми гостями в ее доме были проезжие шоферы, да и односельчане заглядывали. Торговля этим зельем шла бойко… Но… Работники милиции положили конец действиям самогонщицы. У нее изъяли 4 ведра барды… Гнали самогон жительница с. Новоселки этого же района М. Бочкова, гражданка из с. Мотызлей М. Голубева. Обе они за изготовление самогона подвергнуты штрафу в размере 40 рублей каждая…

Наступление на пьянство не должно ослабевать. Ликвидируя причины пьянства, мы наведем образцовый общественный порядок в области».

Вот в последнем-то наивный милиционер эпохи застоя точно ошибался. «Наступление» вскоре не только ослабело, но и вообще прекратилось, а сейчас о той антиалкогольной кампании, в отличие от более поздней, горбачевской, уже никто и не помнит. Генсеки, цари, президенты приходят и уходят, а водка остается…

Виктор Мальцев   «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Аноним

    Спасибо, очень люблю читать эту рубрику!

    Ответить
  2. степан

    автор ещё! статья актуальная и сейчас)

    Ответить