Криминальный Нижний. Февраль. 1909

«Продолжай спать и не мешай грабить!»

В нынешние времена дворники выполняют довольно утилитарную роль – чистят дворы от грязи и снега. Особенно часто их поминают недобрыми словами зимой, потому как этого самого снега у нас всегда много, а вот дворников, наоборот, не хватает…

В царские же времена дворники выполняли куда более значимые социальные функции, фактически являясь по совместительству участковыми. Они не только следили за чистотой и порядком на приданных территориях, но и блюли правопорядок и лично задерживали преступников.

ПЬЯНЫЙ ДВА ДНЯ ПРОЛЕЖАЛ ПОД СНЕГОМ

Типичная такая история случилась вечером 7 февраля на Жуковской улице (ныне Минина). Дворник дома Фомина крестьянин Воронков после обильного снегопада отправился на обход своих владений, дабы оценить масштабы работ и текущую обстановку.

Вдруг в углу двора возле сараев он заметил двух молодых людей, которые при виде дворника тотчас бросились бежать в разные стороны. Одному из мужиков Воронков успел преградить путь и ударил по ногам лопатой, после чего тот свалился на тротуар.

Скрутив его, дворник полез за свистком, дабы позвать на подмогу городовых, но в этот момент задержанный изловчился, выполз из-под него, кинулся бежать по Жуковской улице, но на следующем же перекрестке был снова повален на снег уже полицейским.

Тем временем Воронков отправился на поиски второго подозрительного типа, который, как, он заметил, перелез через забор в сад дома Фомина. Там должен был оказаться в ловушке, т.к. с другой стороны калитка была заперта на замок, а забор был слишком высоким, чтобы его «форсировать». Но войдя в сад, Воронков увидел лишь сугробы и кучи снега, а также внезапно обрывавшиеся следы.

«В снег закопался!» – подумал дворник и взяв лопату, начал прощупывать кучи. Через какое-то время после очередного такого удара лопата наткнулась на что-то твердое, а из-под толщи снега раздался жалобный крик. Воронков выкопал мужика, которым оказался неоднократно судимый за кражи мещанин Кривоносов. Угрожая избить лопатой, дворник сопроводил задержанного во 2-ю полицейскую часть. Как оказалось, это был уже 10-й преступник, изловленный им только за последний год.

В общем, опытные нижегородские жулики в те времена знали, что с дворниками лучше не связываться! Как говорится, и из-под снега достанут!

К слову сказать, обнаружение вполне живых людей под снегом тогда не было редкостью. «Третьего дня в губернскую земскую больницу доставлен крестьянин Княгининского уезда, дер. Нефедьево, Григорий Иванович Клюкин с отмороженными ногами и руками, – рассказывала заметка «Два дня под снегом» («Нижегородский листок»).

– На допросе Клюкин рассказал, что 7 февраля он, будучи пьяным, заплутался в поле около деревни Мурашкино, где его занесло снегом, под которым он пробыл два дня. Оттуда его вытащил случайно проходивший крестьянин одной с ним деревни Иван Павлович Ефремов. Последний услыхал доносящиеся из-под сугроба странныя звуки, после чего решил раскопать его».

ЗАГАДОЧНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ В НОВИНКАХ

В ночь на 4 февраля было совершено дерзкое ограбление Новинской земской школы, находившейся в деревне Кусаковка. Правда, целью преступников были вовсе не учебники и школьный инвентарь, а тяжеленный несгораемый шкаф (сейф), в котором хранились деньги и ценные бумаги Новинского кредитного товарищества. Эта контора находилась прямо в здании школы, причем роль ночного сторожа выполнял делопроизводитель товарищества Михаил Ляпунов, квартира коего располагалась там же.

В 2 часа ночи он был разбужен своей женой, которая в ужасе прошептала ему: «За стеной подозрительный шум, что-то неладно…» Тотчас вскочив с постели, Ляпунов кинулся к двери в коридор, но она не отворялась, а внутри слышались шаги, возня и странный гул. «Что за люди? Стрелять буду!» – крикнул делопроизводитель. Но в ответ услышал: «Продолжай спать и не мешай грабить, а то самого пристрелим!» Какое-то время шум за дверью продолжался, но потом все неожиданно стихло.

Испуганный Ляпунов не сразу решился выйти в коридор, а когда все же набрался смелости и открыл дверь, то увидел, что в классной комнате выставлена рама одного из окон, на парте валяется веревка, а глобус и ящик с передвижными буквами сняты со шкафа и поставлены на пол. Но самое главное, что сейф, весивший 21 пуд (344 кг), бесследно исчез. Выглянув в окно, Ляпунов увидел лишь открытую настежь калитку и следы от саней.

Делопроизводитель тотчас поднял тревогу, к школе сбежались крестьяне. Один из них был откомандирован на станцию Кудьма для подачи сигнала городской полиции и принятия иных мер к задержанию жуликов. Однако поиски преступников не дали результатов. Следы саней удалось увидеть только до дороги на Новинки, там они сливались с другими и исчезали.

Никто из местных ничего подозрительного не замечал. Но в первую очередь у полицейских возник вопрос: каким образом преступники сначала вскрыли замки на скобах, которыми шкаф был прикреплен к стене, а потом так быстро вытащили изделие весом около 0,3 тонны в окно и погрузили на сани? Еще большее удивление у всех вызвал другой факт. Члены товарищества полагали, что сейф вывезли в соседний лес и там вскрыли. Но всего через пару дней – 6 февраля – его нашли в окрестностях Молитовки с выбитым дном! А это без малого 10 км по прямой, причем на другом берегу Оки.

Загадочных грабителей так и не нашли, но все их труды оказались, по сути, напрасны. В сейфе находились всего 34 рубля наличными (три месячных зарплаты рабочего) и долговые расписки на сумму 7740 руб. Но толку от последних для воров не было никакого.

ГИБЕЛЬ ИНЖЕНЕРА ШЕЛГУНОВА

110 лет назад все российские газеты писали о громком убийстве горного инженера Николая Николаевича Шелгунова. Это была довольно известная личность, сын известного писателя Николая Шелгунова, русского публициста, литературного критика, ученого-лесовода и участника революционно-демократического движения 1850 – 1860-х годов.

Особенно общественность была потрясена тем, что убийцей инженера оказалась его родная юная дочь.
Шелгунов в юности служил мичманом на флоте, где был осужден за антигосударственное преступление на каторжные работы. Потом наказание было заменено на разжалование в солдаты. Николай Шелгунов долгое время служил в «горячих точках» на Кавказе, получил звание штабс-капитана, а заодно женился там на богатой гречанке.

Вскоре та заболела чахоткой и за 9 дней до кончины родила дочку. Пока Шелгунов разъезжал по стране, занимаясь горным бизнесом, девочка продолжительное время жила на попечении бабушки. И только когда Шуре Шелгуновой исполнилось 12 лет, отец забрал ее к себе. При этом девочка к тому времени была уже изрядно избалована и, как тогда выражались, «успела пристраститься к различным порокам», среди коих оказалось и курение папирос. Кроме того, девица часто посещала заводской клуб, где путалась с различными взрослыми мужиками, любила рестораны и кабаки. Именно курение и стало причиной трагедии.

Вот как описывала дальнейшие события тогдашняя пресса: «Покойный Шелгунов, после месячного пребывания в отлучке по делам службы, возвратился на Богословский завод в свой дом в ночь на 29 января. Рано утром он отправился в завод в контору, где и пробыл до полудня. Случаю было угодно, чтобы старушка-няня сообщила Шуре о сделанном отцом открытии – в ящике письменного ея стола секрета о ея курении, причем он потребовал от няни узнать, кто доставляет барышне папиросы.

Поставщиком оказался кучер, который тут же попросил заступничества барышни. А на беду девушка еще знала, что отцу будет непременно передано о посещении ею в день встречи Нового года заводского клуба, что, как она предполагала, также вызовет сильный его гнев».

ДОЧЬ УБИЛА ОТЦА, ЧТОБЫ НЕ МЕШАЛ КУРИТЬ

Одним словом, 13-летняя девица попала в довольно распространенную для данного возраста ситуацию, когда родители внезапно узнают, что их чадо неожиданно повзрослело и увлеклось всякими дурными делами. Обычно в таких ситуациях во все времена разоблаченные взрослыми детишки начинали либо лезть в «несознанку», либо каяться и валить всё на друзей и знакомых: мол, не виноватая я, это плохая компания.

Другой, менее распространенный путь – заявить «свое я»: дескать, взрослая уже, имею право! Но Шура Шелгунова была не такой и, можно сказать, в полной мере унаследовала революционный нрав своего известного деда и отца. Посему решила, что лучший выход – так же «по-революционному» избавиться от приставучего папаши!

«Девушка идет в кабинет отца, достает хранившийся там всегда заряженный «браунинг» и выходит в прихожую, где и видит через несколько времени возвращающегося домой отца… Когда Н.Н. взялся за ручку звонка, дочь стремительно открыла дверь парадного крыльца и, направив на отца дуло смертоносного оружия, дважды нажала спуск. Двумя направленными в упор в грудь обезумевшего родителя выстрелами она наносит ему смертельныя раны, но тот, не теряя еще сознания, кричит ей:

– Шура, это я, отец твой, что ты делаешь! – и, видя, что дочь продолжает в него целить, поворачивает и выбегает на улицу, где делает еще несколько шагов, после чего падает сраженный еще двумя пулями, направленными в спину…
Девушка училась стрелять и превосходно владеет оружием.

Совершив это ужасное дело и видя на земле распростертый бездыханный труп отца, она падает тут же у крыльца на землю, причем производит еще выстрел, направленный, по объяснению одних, в себя, а других – нечаянный при падении…

Она то плакала, то дико смеялась. Затем, однако, сравнительно скоро, наступило относительное успокоение, причем девушка продолжала вести себя странно и не обнаруживала раскаяния или сожаления по поводу смерти отца».
Позднее на допросе Шура заявила, что на убийство ее подвигла излишняя строгость родителя, который «мешал ей курить», а обыватели и журналисты, как водится, списывали все на баловство. В детстве-де бабушка избаловала, вот и вырастила отцеубийцу.

Виктор Мальцев «Ленинская смена»

Интересные факты:

— В нынешние времена стало модно составлять всевозможные рейтинги регионов и городов. А вот в феврале 1909 года газета «Новая Русь» составила своеобразный рейтинг городов России по… числу смертных казней. Оказалось, что всего за январь военно-окружные суды вынесли 119 смертных приговоров, а казнен был за этот период 91 человек. При этом тройка городов-лидеров по числу смертных казней выглядела так:
1. Екатеринослав (нынешний Днепр) – 36
2. Рига – 11
3. Воронеж – 10
По числу же вынесенных смертных приговоров за месяц лидером стала Рига (15), далее шли Москва (13) и Одесса (10). Нижний Новгород в топ-3 по данным показателям, слава богу, не входил!
— 110 лет назад в Санкт-Петербурге открылся первый в России театр ужасов «Гранъ-Гиньоль». Вот, к примеру, как выглядела одна из поставленных там пьес: «»Хулиганы с подругами пируют в подозрительном погребке. Две женщины ссорятся из-за одного любовника и выхватывают кинжалы. Третья, добродушная и веселая, хочет разнять драку, и по ошибке удар кинжала приходится ей в грудь. Все ошеломлены убийством.

Среди молчания слышится свисток полицейского обхода. Тогда, чтобы скрыть случившееся, хозяин второпях кричит: «Господа, танцуйте!» Заиграли мандолины, и все пляшут. Один мужчина подхватывает мертвую и медленно покачивает из стороны в сторону под звуки вальса; танцует с телом, которое холодеет.

– Здесь веселятся и вё благополучно, – решает полиция и уходит.
Потом в течение всего действия герои долго обсуждают и решают, что делать с телом, при этом постоянно меняя его положение и демонстрируя всем проходящим, что женщина жива и «веселится».

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений