«Бесприданница»: подлинные истории

кримнальные истории прошлого
Print Friendly, PDF & Email

О чем писала нижегородская пресса в апреле 1895 года

Как известно, одним из основных направлений творчества драматурга Александра Островского было описание быта и нравов середины XIX века, в особенности в провинции. Кроме того, Островского считают одним из классиков в теме женской психологии и, прямо скажем, вечной дамской наивности.

Венцом его творчества в этом отношении считается «Бесприданница» (1878 год), которая спустя 100 лет была блестяще экранизирована режиссером Эльдаром Рязановым. Известно, что сюжет этого произведения, как и ряда других, был частично основан на реальных событиях.

Александр Островский занимал должность почетного мирового судьи в Кинешемском уезде, а участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы и новых персонажей для своих произведений. И действительно, в газетах XIX столетия можно найти немало примеров, достойных той самой «Бесприданницы»!

«ЖЕНА ЛИ Я ТЕПЕРЬ ВАМ?»

125 лет назад в селе Сормово был арестован и отправлен по этапу крестьянин Гороховецкого уезда Прохор Матвеев, который уже давно находился во всероссийском розыске за мошенничество. Вместе с ним в неприятное «путешествие» отправилась и некая дама по имени Настасья. И это при том, что именно по заявлению этой самой девушки Прохорова и «повязали»…

А дело было так. За несколько лет до этого события Прохор, с детства склонный к странствиям и приключениям, отправился на заработки. Объездив многие регионы, парень в конце концов устроился на работу в котельной в Ростове-на-Дону. Там, на берегах Дона, он и встретил юную Настасью – местную жительницу. Молодые люди сразу же полюбили друг друга, стали постоянно гулять и проводить время вместе, а потом Прохор предложил девушке переехать к нему.

Заметим: несмотря на то, что на дворе были еще только 80-е годы XIX столетия, гражданские браки, вопреки расхожему мнению, уже тогда вошли в моду. Конечно, дамы из высших сословий, из среды интеллигенции (вроде Ларисы Дмитриевны – главной героини упомянутой пьесы) предложение от мужика «пожить просто так» могли воспринять как страшное оскорбление, а сам факт сожительства и секса «без обязательств» воспринимали как «тлетворное влияние Запада» и моральное разложение.

В крестьянских семьях к свободному сожительству тоже относились крайне негативно и даже воинственно, но не в силу «высоты нравов», а скорее наоборот – «по темноте». Не по-божески-де это всё. А вот в городах, в среде пролетариата нравы уже тогда значительно опережали будущую сексуальную революцию. Рабочий люд смотрел на моральные ограничения и семейные ценности более скептически.

В общем, согласилась юная Настасья и стала жить вместе с Прохором. После предания любовному греху она, прямо как упомянутая Лариса Дмитриевна после секса с Паратовым на пароходе, разумеется, задавала резонный вопрос: «Жена ли я теперь вам?» На что неизменно получала утвердительный ответ. Ну а потом молодой человек сам сделал даме официальное предложение. Мол, пожили – пора и обвенчаться нам!

Однако после этого возникли проблемы. У Прохора был давно просрочен билет на работу (в то время для проживания и работы вне места регистрации нужно было получать специальную бумагу), были еще какие-то проблемы с документами. В результате венчать пару никто не решался. Таким образом, на пути к счастью возникли непредвиденные трудности, которые, как казалось, должны были только укрепить чувства.

Тогда Прохор решил бросить всё (в смысле насиженное рабочее место и жилье) и поехать на родину для выправления документов. Взял с собой Настасью, сказав ей, что заодно и с родителями ее познакомит, наверняка она им понравится. Ранее Прохор постоянно писал родным письма, в которых рассказывал о своей любви, счастливой жизни с ней и намерении пожениться.

И вот отправились влюбленные на поезде в Гороховецкий уезд. Однако родители, вопреки ожиданиям, не только не согласились на брак сына «с какой-то ростовской оборванкой», но и вообще не пустили на порог. «Не сын ты мне больше…» – крикнул с крыльца разгневанный папаша Прохора. Но жениха это не остановило. Пожив немного у своих знакомых, он выправил документы, а потом снова повез Настасью в Ростов-на-Дону, чтобы там наконец довести до конца задуманное.

Пока поезд неторопливо плюхал до Москвы, девушка под стук колес предавалась мечтаниям и уже представляла, как будет рассказывать о своих приключениях подругам. Ведь как ей повезло: нашла порядочного парня, работящего, который после жизни в гражданском браке честно предложил жениться! И даже против воли родителей пошел. Вот она, настоящая, вечная любовь!

«ПРОЩУ ПОКРАЖУ ВЕЩЕЙ, ЕСЛИ ДАШЬ ПОДПИСКУ, ЧТО ЖЕНИШЬСЯ»

Предаваясь этим типичным женским грезам, Настасья задремала. А когда проснулась, увидела за окнами окраины Москвы, но не увидела любимого женишка! Поначалу девушка подумала, что тот куда-то отлучился (покурить с площадки, например, или в туалете засиделся). Но время шло, а Прохора всё не было. В итоге, когда Настасья вышла из поезда на одном из московских вокзалов, стало ясно, что жених ее куда-то исчез, а точнее – сбежал. Об этом она заявила жандарму, тот предложил пройти в отделение.

Там-то и вскрылась вся горькая правда. Оказалось, что любимый не только «дезертировал» на пути к венцу, но и цинично обокрал возлюбленную! Когда жандармы в присутствии понятых вскрыли чемодан Настасьи, то обнаружили там одни кирпичи. Причем они явно были засунуты туда не в поезде, а заранее. Получалось, что женишок загодя составил план избавления от невесты, подменил ее вещи на кирпичи, а потом дождался, пока та уснет, и просто сошел на одной из подмосковных станций.

Погоревала-погоревала брошенная дама, попроклина-ла-попроклинала своего обманщика – и поехала дальше, к себе на родину. Рассказы подругам о женском счастье пришлось экстренно поменять на причитания в духе «Все мужики сво…». Но женщины не были бы женщинами, если бы эта любовная история не получила бы столь же драматичное продолжение!

Вернувшись в Ростов, Настасья какое-то время горевала, страдала, гуляла по местам «былого счастья» и раздумывала, что же заставило жениха так подло поступить с ней. В итоге, как это нередко бывает, пришла к заключению, что она сама во всем виновата! Изводила, мол, его своими женскими приставаниями и довела, бедного… Ну а главное – приданого у нее никакого не было, потому, наверное, и не женился.

Накопив денег, девушка отправилась на поиски возлюбленного. Приехав тем же путем в Гороховецкий уезд, она стала ходить там и расспрашивать о Прохоре. В конце концов узнала от местных котельщиков, что тот живет в Сормове, где работает по старой специальности на заводе…

Можно только гадать, какое выражение лица было у беглого жениха, когда, в очередной раз возвращаясь с работы, он услышал у проходной дикий крик: «Прохор, любимый мой!», а по голосу сразу узнал подло брошенную невесту! Но парень не растерялся и тотчас упал перед возлюбленной на колени прямо в околозаводскую грязь.

После этого Настасья простила Прохору не только бегство и кражу, но и измену (за время ее отсутствия он успел обзавестись новой кралей). И снова стали они жить счастливо…

Но кое-какие выводы из прошлого барышня все же сделала! Поскольку Прохор, по ее же заявлению, по-прежнему находился в розыске, через некоторое время за ним пришла полиция. Тут-то невеста и выдала ошарашенному горе-жениху: «Прощу тебе покражу вещей, если дашь подписку, что женишься». Тому ничего не оставалось, как согласиться, после чего счастливая парочка и отправилась по этапу…

ДАМА РЕШИЛА ГРАБЕЖОМ ЗАРАБОТАТЬ НА ПРИДАНОЕ

Вообще же дамы времен царизма были столь же наивны, как наша героиня.

Жил-был в славном городе Городец крестьянин-тысячник Лукьянычев. Отметим, что если слово «миллионер» (до революции нередко произносилось иначе – «миллионщик») дошло до наших дней и до сих пор активно используется как обозначение богатого человека, то наименование «тысячник» давно вышло из оборота. Это связано с тем, что нынче миллионером называют всякого богатея, а раньше богатство обозначалось более точно. Если доходы человека исчислялись несколькими тысячами в год, его именовали тысячником, а если состояние переваливало за миллион, он переходил уже в когорту миллионщиков.

Итак, тысячник Лукьянычев, владевший несколькими успешными промыслами в Городце, в один прекрасный день решил съездить в Нижний Новгород за покупками. С собой взял бумажник с 27 тысячами рублей – огромной суммой для того времени, учитывая, что средняя зарплата заводского рабочего составляла 10 – 15 рублей. Лукьянычев собирался было сесть на пароход, но потом почему-то оказался в известном городецком трактире Чернышева, где устроил веселую попойку. В разгар вечеринки в трактир случайно зашла местная крестьянка Авдотья Гонобобелева. Уже изрядно напившийся тысячник, за неимением других дам, тотчас положил глаз на нее и пригласил к себе за стол.

Лукьянычев сразу же попытался произвести впечатление на барышню, несколько раз доставал из кафтана бумажник, буквально набитый пачками денег, демонстративно вынимал очередные купюры и щедро оплачивал продолжение банкета. Попутно он непристойно «лапал» и «лобызал» новую знакомую, намекал ей, что сразу после окончания мероприятия надобно «поехать в нумера»… Выпивал еще и еще, а в итоге свалился под стол.

Когда уже перед закрытием заведения тысячника разбудили, он не увидел Авдотью, зато быстро обнаружил пропажу сразу 10 тысяч рублей! Как потом выяснилось, барышня в какой-то момент ухитрилась незаметно вытащить у ухажера бумажник, аккуратно вынуть оттуда несколько пачек денег, а потом засунуть бумажник обратно. После чего под предлогом «выйти в туалет» бесследно исчезла.

«И попробуй докажи потом, что не пропил», – наверное, подумала она. Однако пропить в трактире сразу 10 тысяч (тысячу месячных зарплат рабочего) было все же затруднительно, посему делу был дан законный ход, и вскоре Гонобобелеву арестовали, а потом посадили в тюрьму. Правда, при обыске у нее нашли только 3 тысячи рублей, а куда делось остальное, она говорить отказалась.

Лишь спустя некоторое время выяснилась любовная составляющая этой истории. Оказывается, дама уже несколько лет встречалась с рабочим местного литейного завода Шаталовым. Парочка, как и герои первого сюжета, состояла в близких отношениях, но жениться «разухабистый парень» наотрез отказывался, ссылаясь на нехватку денег. «Вот заработаю поболе – сразу под венец пойдем!» – обещал он ей. Именно это «женское несчастье», как выяснилось, и подвигло Авдотью на грабеж.

Так сказать, на приданое себе решила заработать! Большую часть вытащенных у Лукьянычева денег она тотчас отнесла своему суженому, заявив, что этих денег им хватит и на свадьбу, и на несколько лет совместной безбедной жизни. Но и в данном случае дама была коварно обманута. От вида хрустящих купюр, которые Шаталову было на заводе «век не заработать», он в ту же минуту потерял голову. Парень сразу же уволился с ненавистной работы и уехал в Нижний.

Там Шаталов поселился поближе к местам увеселений – возле ярмарки, где попросту кутил и прогуливал добытые возлюбленной капиталы. Причем до того, как гуляку задержала полиция, его, в свою очередь, тоже обокрали. Родная тетка Шаталова случайно нашла у него часть денег и присвоила себе! О заточённой невесте же своей женишок совсем позабыл, что в конце концов и подвигло ее сдать хахаля органам.

«Хоть бы раз восьмушку чаю в тюрьму принес», – сетовала она во время суда, с намеком, что если бы навещал ее, то, может, и простила бы ради любви! В итоге Гонобобелева была осуждена присяжными со снисхождением, а вот Шаталов, вполне оправдавший свою фамилию, получил срок по полной.

Дмитрий ДЕГТЕВ             «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. читатель

    Автор прям второй Островский!

    Ответить