«Королевская» банда, или «Как я провел лето 1966-го»

Print Friendly, PDF & Email

Никто точно не помнит, когда именно в советские времена возникла ныне всем известная школьная традиция по осени писать сочинения на тему «Как я провел лето». По одним данным, «ваяли» на эту тему уже в сталинские годы, по другим – только начиная с 60-х годов. Как правило, детишки рассказывали о том, как провели время в пионерских лагерях, с родителями на турбазах или в путешествиях, в деревне (саду) у дедушки или бабушки и т.п.

Писали, разумеется, только хорошее и позитивное, про всякого рода мелкие шалости (ну, там, ночью мазали зубной пастой «соседей», днем обливали водой прохожих) старались не упоминать. Тем не менее сентябрьские сочинения стали основой для множества анекдотов и насмешек.

А на «Русском радио» в свое время звучала примерно такая присказка: «По результатам школьных сочинений «Как я провел лето» было раскрыто 270 краж, 35 угонов автотранспорта и множество других преступлений»!

К СТЕНКЕ ПОСТАВИЛИ, КАК ФАШИСТЫ, И СТРЕЛЯЛИ!

В один из теплых летних дней 1966 года в отдел милиции, расположенный на Нижне-Волжской набережной, вбежала взволнованная женщина, которая просунулась в окно к дежурному и стала вопить: «Моего сына пытались расстрелять! Срочно примите меры! Это безобразие!»

– Что значит пытались расстрелять?! Кто? Как? – спросил удивленный сотрудник.
– А вот так, к стенке поставили, как фашисты, и стреляли! Но сын выжил чудом и сбежал…

Поначалу милиционеры, конечно же, подумали, что речь идет о какой-то банальной шалости, выходке местной шпаны, не более того. Может, из рогаток «расстреляли» мальчонку или трубочек каких-нибудь, а тот перепугался. К тому же в 60-е годы, как и в последующие, дворовые игры в «войнушку» были очень популярны у мальчишек и даже девчонок. Разделившись на две команды (обычно «наши» и «фашисты»), школьники«резались» как из игрушечного оружия, так и из самодельного, стрелявшего шариками, макаронами, обломками карандашей, ягодными косточками и прочими «боеприпасами».

Под влиянием крайне популярных в СССР американских вестернов играли также в индейцев и ковбоев, реже – в рыцарей, причем в ход порой шли не только палки, но и специально изготовленные луки со стрелами, тщательно выточенные из дерева мечи и т.п. Пик подобных «побоищ» приходился как раз на летние каникулы, при этом взрослые, как правило, дружно осуждали их, особенно после того, как чье-нибудь чадо получало травмы (порой весьма серьезные) от меча или «пули». Доходило до заявлений в милицию.

Вот и в нашей истории поначалу могло показаться, что кто-то из пионеров попросту переиграл в войнушку. Один из сотрудников прибыл по указанному женщиной адресу и побеседовал с ее сыном – Васей Кудриным. Парень был сильно взволнован и говорил с милиционером не-охотно: по всему было видно, что дите кого-то сильно боится либо пытается что-то скрыть.

Первоначальная версия выглядела так: мальчик встретил на улице учащихся школы номер 113, имевших клички Князь, Барон, Граф и Золотой, которые потребовали у него деньги и прочие ценности. А получив отказ, эти деятели велели пройти с ними, причем Князь достал из кармана самодельный боевой пистолет и приставил его к спине Васи, а Граф достал нож! После чего парня, прямо как арестованного, завели в подвал заброшенного дома, где продолжили «допрос». Говори, мол, где у тебя деньги! Не добившись нужного ответа, Князь в итоге приказал: к стенке его! Расстрелять!

После этого дружки отволокли до смерти перепуганного, обмочившегося Васю к дальней стене помещения, а затем с хохотом вернулись к главарю. И не успел «приговоренный» осознать, происходит ли всё на самом деле или это какая-то очень злая шутка, как грянул выстрел! Вполне настоящая пуля попала в стену совсем рядом с головой школьника. Только после этого злодеи как бы «протрезвели» и спешно покинули подвал.

Конечно, в такой рассказ сперва трудно было поверить. Во-первых, что это за «дворянские титулы» – Граф, Барон? У наших-то, советских детишек! Во-вторых, какие такие «ценности» и деньги могли быть у обычного школьника, чтобы из-за них устраивать настоящий расстрел? Нелепо как-то…
Между тем потерпевший указал стражам порядка место «казни», осмотр коего окончательно убедил тех, что рассказ школьника и его матери не шутка и не преувеличение!

В одной из стен подвала действительно было обнаружено входящее отверстие от пули, сам боеприпас удалось найти. Экспертиза показала, что выстрел был сделан из гладкоствольного самодельного оружия, приспособленного под патроны от винтовки калибра 5,6 мм (известной как «мелкашка»). Вот вам и войнушка!

ПИОНЕРЫ-ОРУЖЕЙНИКИ

Вскоре милиция накрыла целую молодежную банду – семь человек, в большинстве своем учащиеся школы номер 113, расположенной между улицей Краснофлотской (ныне Ильинская) и Почаинским оврагом. Главарем оказался 17-летний учащийся профтехучилища номер 21 Михаил Раков по кличке Король. Его «вассалами» были Юрий Румш (тот самый Князь), Аркадий Русов (Барон), Саша Яценко (Граф), Вова Лобашов (Золотой), Саша Кузнецов и Юра Горячев.

Как это нередко бывало в подобных случаях, шайка состояла как из «мажоров», в отличие от большинства сверстников выросших в благополучных и сытых условиях, так и из попавших под их «тлетворное влияние» детишек простых рабочих и служащих. Так, мать главаря занимала руководящий пост в Центральной сберкассе, вдвоем с сыном проживала в новой квартире, постоянно баловала его дорогой одеждой и прочими «аксессуарами», давала деньги.

А вот Горячев был сыном простого электрика, жил в коммуналке, очень завидовал Королю и буквально смотрел ему в рот.  А когда «сюзерен» предложил выпить водки, конечно же, не отказался: надо так надо.

Началось всё, как водится, с «мелочи»: Раков подговорил Румша и Русова украсть несколько шапок в школьной раздевалке, а потом продать на базаре. Украли, продали, понравилось. Потом стали тащить всё, что плохо лежит, в том числе из дома, у соседей и одноклассников, затем попробовали просто отнять… Чем лучше шли «дела», тем хуже становилась учеба.

Например, Русов в первом полугодии прогулял 101 урок и получил двойки по восьми предметам, Лобашов и Кузнецов – по пяти каждый и т.д. Впрочем, подобными историями в те годы удивить было трудно. Вымогательство и мелкое воровство процветало практически во всех советских школах, почти в каждом классе имелся хулиган (а то и несколько), отравлявший жизнь одноклассникам и учителям. Сенсационным же стал тот факт, что пионеры из 113-й школы наладили массовое производство самодельного оружия и торговлю им!

Первым инициативу проявил Русов. Раздобыв где-то чертежи, он за месяц смастерил «ствол», приспособленный под стрельбу патронами калибра 5,6 мм. Когда всё было готово, вся компания отправилась в заросли Почаинского оврага, где испытала оружие на пустых бутылках. Грохот выстрелов, кислый запах тротила, звон эффектно разлетавшихся на куски мишеней произвели огромное впечатление на подростков: они мгновенно почувствовали себя то ли ковбоями, то ли американскими гангстерами, во всяком случае, вряд ли последователями Павки Корчагина, которым учителя в школе «уши прожужжали».

После этого каждому захотелось получить по «стволу», а то и по два. Ведь это ж как круто: перед сверстниками и девчонками можно выпендриться, а при случае пугнуть кого надо! Вскоре Саша Кузнецов, обладавший незаурядными техническими талантами, практически забросил учебу. Вместо посещения уроков он запирался у себя в комнате и мастерил там оружие из металлических и пластмассовых деталей.

При этом родители парня – заместитель директора конторы «Главбакалея» и гардеробщица гостиницы «Нижегородская» – только радовались: наконец-то, мол, каким-то делом занялся, а не гуляет! За короткий срок Кузнецов изготовил сразу несколько пистолетов, часть из которых оставил себе, остальные продал дружкам.

Надо отметить, что слухи о том, что «королевцы» активно вооружаются, довольно быстро распространились по округе. Во-первых, те особо и не скрывали, охотно показывая пистолеты надежным, как казалось, знакомым. Во-вторых, выстрелы в окрестностях школы и близлежащих дворах стали звучать регулярно. То по кошке или голубю шмальнут, то по бутылке, то просто так – в воздух.

Правда, ни взрослые, ни милиция на эти факты внимания не обратили, зато о них узнала братва из соседних микрорайонов. Вскоре на Лобашова вышел некто Франтов, подросток без определенных занятий и места жительства. Он предложил купить у него два самодельных пистолета по цене 9 рублей за штуку. Золотой охотно выложил нужную сумму, а потом перепродал «стволы» Румшу и Горячеву уже за 15 рублей. В дальнейшем тот загадочный малолетний «бомж» еще несколько раз доставлял оружие, которое всякий раз находило новых покупателей.

Пистолеты школьники хранили прямо у себя дома. С боеприпасами проблем тоже не возникало. Так, некий добрый дядя Волков подарил десятикласснику Саше Яценко несколько пачек малокалиберных патронов. Часть из них парнишка оставил себе (Шурик, следуя школьной моде, также «на всякий пожарный» обзавелся парой «пистиков»), а остальные продал «нуждающимся» по полтора рубля за упаковку.

«КАК ПРОГЛЯДЕЛИ СЫНОВЕЙ»

В общем, на протяжении нескольких месяцев 113-я школа являлась эдакой зоной свободного распространения оружия. Детишки – от шестиклассников до старшеклассников – покупали пистолеты друг у друга, перепродавали, менялись ими, а с началом летних каникул пальба стала в районе обыденным делом.

Что касается Васи Кудрина, то, как установило следствие, он попал в поле зрения банды Короля вовсе не из-за денег и ценностей, а по той же оружейной теме. Из неких «агентурных данных» Румш и Русов узнали, будто бы у мальчика имеется сразу несколько хороших пистолетов, но он их не носит с собой и никому не показывает. Тогда-то дружки и решили выследить того на улице, чтобы запугать.
– В милицию же не пойдет, как и все, замазан! – наверное, думали «королевцы».

Однако после «казни» в подвале, едва не ставшей настоящим убийством, Кудрин оказался настолько напуган, что рассказал обо всем матери. Хотя и умолчал при этом об истинной причине «наезда».

Если бы подобная история случилась сейчас, детишкам к обычным статьям о незаконном изготовлении, хранении и ношении оружия наверняка «пришили» бы что-нибудь потяжелее, вроде создания экстремистского сообщества, подготовки терактов и т.п. А большинство взрослых обвинило бы во всем пресловутый интернет с его соцсетями и прочим нехорошим контентом. Насмотрелись-де…

Но в середине шестидесятых подросткам грозило в основном общественное порицание! Во-первых, в 50 – 60-е годы хранить оружие было разрешено без охотничьего билета, а те же мелкокалиберные винтовки ДОСААФ и другие организации имели право закупать без какого-либо разрешения! Таковые попросту считались спортивным, а не боевым оружием.

Соответственно, самодельное изготовление пистолетов под «спортивные» боеприпасы воспринималось скорее как шалости, дурь, нежели как серьезное преступление. Во-вторых, пионеры вроде бы никого не убили и даже не ранили, стреляли в стену! Причастность же «королевских» к другим преступлениям установлена не была.

Короче говоря, по итогам летних каникул в школе было проведено выездное заседание комиссии по делам несовершеннолетних с вызовом родителей «оружейников». Всех хулиганов поставили на учет, а в прессе была опубликована традиционная статья под названием «Как проглядели сыновей». В ней всю вину за случившееся возложили на плохое воспитание в семье, на учителей и сверстников. Не смогли втянуть в жизнь коллектива, понимаешь…

Дмитрий ДЕГТЕВ    «Ленинская смена»

«Королевская» банда, или «Как я провел лето 1966-го»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений