Дело о «живой руке». Лукояновский уезд. 1907 год

дело о живой руке
Print Friendly, PDF & Email

О чем писала нижегородская пресса в марте 1907 года

В 2012 году вышел исторический детектив писателя Евгения Сухова «Кандалы для лиходея». Сюжет начинается с того, что у графа Виельгорского исчез главный управляющий, уехавший собирать деньги с имений. Граф обратился к московскому обер-полицмейстеру с просьбой разыскать пропавшего. Тот взял расследование под свой контроль и вскоре вышел на подозреваемого, некоего господина Козицкого из села Павловское (прообразом послужило наше Павлово).

Однако первоначальная проверка ничего не дала, расследование оказалось долгим и трудным. Сыщикам пришлось распутывать целую цепочку загадочных преступлений, в том числе убийство мальчика Коли Лыкова. Во время опросов свидетелей им стала известна ужасающая и леденящая кровь легенда о «живой руке». Причем происходила она из нижегородских краев…

«ПРОИЗИДЕНТ-АНТИХРИСТ» И ПРОЧАЯ ДЬЯВОЛЬЩИНА

Тема «живых рук», то есть человеческих конечностей, в том или ином виде действующих отдельно от тела своего хозяина, довольно популярна в мистической литературе и кинематографе. Причем с давних пор. Достаточно вспомнить хотя бы комедию «Бриллиантовая рука». Немного побитому Лёликом во время визита к шефу Геше Козодоеву снится страшный сон, как он по веревке залезает в квартиру Сени через балкон, подкрадывается к нему и пытается незаметно похитить драгоценности из загипсованной руки. Однако та внезапно оживает, отсоединяется от хозяина, после чего хватает Гешу за нос, а затем бьет по лицу. Кстати, существуют и всякого рода сонники, пытающиеся объяснить появление подобных кошмаров («живых рук») во время сновидений.

Увы, в нашей истории все оказалось вовсе не сном и было совсем не смешным. А упомянутый выше детектив был во многом основан на реальных событиях. В марте 1907 года в Лукоянове проходила выездная сессия Нижегородского окружного суда, которая рассматривала шокирующее дело о «живой руке»!

Началась эта история еще летом 1906 года. В Лукояновском уезде недалеко от Починок местные крестьяне обнаружили труп мальчика. При этом у него отсутствовала часть левой руки. Вызванные на место стражи порядка пришли к заключению, что смерть наступила вследствие нападения диких животных или одичавших собак. Мол, те попросту отгрызли у пострадавшего руку, съели, а он впоследствии скончался от потери крови. Личность ребенка установить не смогли вовсе, поскольку никаких документов при нем не оказалось, а о пропаже детей никто из местных не заявлял.

Учитывая ситуацию в стране (революционные и еврейские погромы, повсеместный рост бандитизма, теракты), на этот случай серьезного внимания не обратили. И, вероятно, быстро забыли бы о нем, если бы спустя пару месяцев в том же уезде не нашли еще один труп. Это опять был мальчик лет десяти, и снова без руки!

После этого по уезду уже поползли самые зловещие слухи, темный народ заговорил о бесовщине, упырях, дьяволе и прочих темных силах, поселившихся в тамошних лесах. Чему, разумеется, тоже способствовала сложная политическая обстановка. В то время как грамотная и продвинутая часть нижегородцев (особенно городских жителей) с интересом читала новости о работе Госдумы, выступлениях депутатов и предлагаемых ими законопроектах и возлагала большие надежды на парламент, безграмотные и суеверные люди, напротив, считали все происходящее признаками скорого явления Антихриста!

К примеру, в Семеновском уезде среди крестьян распространилось поверье, что Дума скоро изберет «произидента из жидов» (цитата из письма читателя «Нижегородской земской газеты») и он станет тем самым Антихристом. А демократы, по мнению селян, являлись не иначе как «помощниками Антихриста». Неудивительно, что любые зловещие и загадочные события, подобные описанные выше, такие люди воспринимали как одно из проявлений начавшегося восстания врагов рода человеческого. Быть может, это сам Сатана из детских рук адский суп варит?!

Последующие события в Лукояновском уезде, как казалось, лишь подтвердили все эти догадки. Спустя две недели после обнаружения последнего трупа на окраине Починок было совершено ночное разбойное нападение на дом крестьянина Мирона Тамбулова. Сам хозяин был убит, но его сын Карп успел достать ружье и выстрелами разогнал грабителей. Приехавшие поутру полицейские при осмотре места преступления обнаружили рядом с домом… руку.

Довольно быстро выяснилось, что она принадлежала ранее обнаруженному трупу. Но это заключение породило сразу две необъяснимых загадки. Во-первых, каким образом она туда попала? И во-вторых, выглядела она словно «живая», за две недели совершенно не разложившись! Неужели и правда дьявольщина?

Сам потерпевший крестьянин, Карп, постоянно крестясь и заклиная – «Истинный крест!», утверждал, что ничего сверхъестественного в преступлении не заметил, а грабители были обычными, «телесными» мужиками и все конечности у них были на месте. Только одно обстоятельство показалось ему странным.

Преступники ломились в дом так шумно и нагло, будто были уверены, что внутри никого нет. Между тем двери были заперты изнутри, а все крестьяне в те смутные времена непременно хранили дома какое-нибудь оружие для самообороны…

ВОРЫ-НЕВИДИМКИ И СТРАШНЫЙ «ТАЛИСМАН»

Все эти загадки в итоге прояснились после очередного преступления. 24 ноября в овраге у села Сырятино был найден труп 8-летнего мальчика с отрезанной по локоть рукой. Личность на сей раз установили быстро – крестьянский сын Иван Шапанов, живший в этом, как оказалось, не самом приятном населенном пункте.

«Село Сырятино расположено в центре Лукояновского уезда, в 12 верстах от Починок, – так описывала социально-экономическое положение данной местности «Нижегородская земская газета». – В этом и в смежных с ним селах крестьяне вследствие малоземелья давно уже прекратили занятие хлебопашеством. Нужда толкнула сырятинцев на посторонний, тяжелый, грошовый труд – ткание рогожи. Сырятинцы заняты изнурительным трудом при ужасной обстановке (где свежий человек не может пробыть 2-3 часов), при отсутствии хорошаго питания – работают с утра до глубокой ночи.

Подрастающее поколение с юного возраста, вследствие крайней нужды, принимается за работу, школы пустуют. При таких условиях тьма, господствовавшая в умах сырятинцев в начале прошлаго столетия, сохранилась до последнего времени». Именно эта «тьма», а вовсе не потусторонние силы, по мнению журналистов, и стала причиной страшнейших преступлений, произошедших в уезде.

Трое крестьян села Пахотный Усад (что недалеко от Сырятина), Быков, Апыхтин и Баранов, устали от непосильного труда по тканию рогожи и всей этой, понимаешь, беспросветной житухи. Посему решили заняться «настоящим делом». А именно – грабить зажиточных земляков. Правда, времена для этого были не самые благоприятные.

Во-первых, действовал закон о военно-полевых судах, согласно которому за обычный грабеж сразу можно было получить виселицу. Во-вторых, народ из-за неурядиц стал обозленный и к тому же вооруженный: поймав разбойника, его легко могли порешить на месте, не дожидаясь полиции. Тогда-то трое придурков и вспомнили о древней воровской легенде про «руку невинного человека».

Суть ее состояла в том, что если у ребенка при жизни отнять руку, а ночью перед кражей пройти с ней вокруг дома или лавки, то все люди, собаки и прочая живность погрузятся в глубокий сон. Сам вор при этом становится как бы невидимым и может беспрепятственно взять себе все, что захочет. Кроме того, наличие «живой руки» якобы отводило у сыщиков мысли о виновности преступников.

В свой «дьявольский план» троица посвятила жителей Сырятина – крестьян Куманина и Шапанова. Последний, недолго думая, предложил в качестве сакральной жертвы собственного племянника Ваню. Заявил, что тот отлынивает от работы, хулиганит – одним словом, «все равно никакого толку от него нет».

В злополучный день Шапанов под каким-то предлогом выманил мальчика из дома и вместе с Куманиным отвел к оврагу, где их уже ждали Быков, Апыхтин и Баранов. Осуществить задуманное вызвался первый из них… Правда, Куманин с Шапановым от увиденного зрелища впали в шоковое состояние и убежали. Впоследствии, пытаясь снять стресс, они беспробудно пили, время от времени пробалтываясь случайным знакомым о том, что по их глупости случилось нечто ужасное.

В общем, когда в Сырятино нагрянули сыщики, им не составило большого труда установить обстоятельства гибели мальчика и причастных к ней лиц.

Еще одно потрясение стражи порядка испытали из-за нравов, царивших в этом, без преувеличения, ужасном селе! Следствие выяснило, что отрезанную руку преступники поместили в большую банку со спиртом, после чего та поочередно хранилась сразу у нескольких человек: троих братьев Барашковых, шестидесятилетней старухи Евдокии Гребневой и ее родственника, 15-летнего Ефима Гребнева!

Мало того что никто из них не увидел ничего зазорного в укрывательстве «артефакта», все они воспринимали его как «талисман», который принесет им счастье и процветание…

ПРИ ВИДЕ ГЛАВНОЙ УЛИКИ ПРИСЯЖНЫЕ УПАЛИ В ОБМОРОК

Все преступники, причастные к столь жестокому, поправшему все мыслимые и немыслимые нормы человеческой морали злодеянию, вроде бы должны были понести самое суровое наказание. Тем более для этого не было никаких препятствий, учитывая условия той эпохи. В стране уже длительное время действовала та самая система военно-полевых судов, которые без раздумий приговаривали сотни людей (в том числе очень молодых и даже женщин) к смертной казни.

Ввиду того, что дела рассматривались в короткий срок (главным критерием являлась «очевидность вины»), без прокуроров и адвокатов, часто казнили и совершенно невиновных, случайно попавших под руку граждан. Эти факты даже признавались официально. Бывало, что настоящих преступников ловили по горячим следам, но обвиняемых уже успевали к моменту поимки повесить или расстрелять!

Как раз в марте 1907-го в прессе была опубликована шокирующая статистика, согласно которой с конца августа 1906 года, то есть за полгода действия столыпинского закона, в России было казнено 724 человека. Большинство приговоров было вынесено за грабежи (197), разбои (159) и убийства (121). 68 человек повесили за нападение на представителей власти, 41 – за вооруженное сопротивление полиции, 19 – за участие в противоправительственной агитации, 10 – за «терроризацию населения», 7 – за изнасилование… В 55 случаях причина казни не была указана вовсе, а 9 человек проходили просто как «злоумышленники».

Однако в нашей истории, к полному изумлению нижегородской общественности, дело было передано в… обычный суд присяжных, который не только не имел права выносить смертные приговоры как таковые, но и вообще отличался гуманностью (порой чрезмерной) и мягкостью выносимых наказаний. Все дело в том, что формально данное преступление под столыпинский закон не подходило, поскольку вина задержанных не являлась «очевидной», требовалось разбирательство!

Обвинение поддерживал товарищ прокурора Шаповаленко, а защищал преступников адвокат Алексеев. Сами убийцы отказались давать показания, поэтому обвинение было построено на свидетельствах Шапанова, Куманина и «хранителей» руки. Ну а чтобы у присяжных исчезли последние сомнения, в какой-то момент Шаповаленко попросил внести в зал главную улику.

После этого заседатели, слушатели, журналисты (в общей сложности примерно половина присутствовавших) упали в обморок, другие, схватившись за рот, выбежали из помещения. В итоге всех людей пришлось долго приводить в чувство, а само заседание затянулось до 23 часов.

Вердикт был таков: Быков, Баранов и Апыхтин получили по 15 лет каторги, Шапанов – 12, Куманин – 8, старушка Гребнева – 6, а Барашковы – по 4.

Добавим, что причастность преступников к ранее зафиксированным аналогичным преступлениям доказать не удалось, хотя она и была всем очевидна. А в упомянутом романе говорится, что дикое поверье о «живой руке» имеет древнемордовское происхождение.

Дмитрий ДЕГТЕВ       «Ленинская смена»

дело о живой руке

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений