«Вели легкомысленный образ жизни» и шайка «сарайные крысы». 1962 год

Криминальная хроника города Горького
Print Friendly, PDF & Email

«Труд! Как много в этом слове заключено прекрасного и благородного. Труд создает материальные и духовные богатства общества, это основа человеческого счастья. И каким презрением окружены у нас те, кто сторонится труда, кто ведет праздный, паразитический образ жизни.

А такие люди, к сожалению, еще есть. И что всего обиднее – они оказывают тлетворное влияние на часть неустойчивой молодежи, на подростков».
(Газета «Горьковский рабочий, июнь 1962 г.)

«Я ПОНЯЛА, ЧТО ЖИЗНЬ И БЕЗ УРОКОВ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ»

Летом 1962 года в Горьком произошла история, вызвавшая широкий общественный резонанс. Органами милиции была разоблачена большая группа молодежи, состоявшая из учащихся дневных и вечерних школ Приокского и Советского районов, которая вела, как тогда выражались, «легкомысленный образ жизни». А конкретно вместо того, чтобы учиться, готовиться к поступлению в вузы и трудовым подвигам, к тому самому «прекрасному и благородному», целыми днями и ночами пила, гуляла и развлекалась.

При этом самый большой шок у взрослых горьковчан вызвал тот факт, что костяк шайки составляли… несовершеннолетние девочки! Сестры Ангелина и Ирина Шутовы, Татьяна Морозова, София Карповская, Раиса Ильиченко и Екатерина Скворцова выросли во вполне благополучных семьях рабочих, служащих, инженеров и никоим образом не относились к детдомовцам, беспризорникам, «запущенным» и прочим категориям детишек, которые считались советской властью средой для развития криминальных наклонностей. До определенного возраста все они нормально учились, участвовали в пионерских мероприятиях и ничем особенным не выделялись.

Когда же девицам исполнилось 15-16 лет, они дружно взялись прогуливать учебу, выпивать и курить, устраивать подпольные вечеринки, ходить по танцевальным площадкам, где знакомились с другими компаниями и группами парней. После чего устраивали с ними массовые гулянки, пьянки и кутежи. Параллельно девицы заводили случайные знакомства с мужчинами, ходили с ними по ресторанам и легко вступали в беспорядочные половые отношения. И, ко всему прочему, еще и воровали!

«Пользуясь бесконтрольностью, подростки воровали дома деньги, а иногда и ценные вещи, – писала газета «Горьковский рабочий». – И не только дома. Разгул и праздная жизнь толкали их на прямое преступление. Были случаи, когда они крали вещи в гардеробных школ, у учителей, воровали велосипеды у магазинов. Не гнушались и тем, что тащили друг у друга».

Выяснилось, что члены группы не просто «катились по наклонной», как тогда выражались, а исповедовали модную идеологию, распространившуюся в молодежной среде в эпоху «хрущевской оттепели». Согласно ее постулатам, усердная учеба и труд, проповедовавшиеся в школе, газетах и фильмах – это пустая трата времени и сил. Посмотрите, де, на своих «родаков»: всю жизнь вкалывают за копеечный оклад и ничего не имеют, проводят годы в скуке и серости. А надо жить ярко, свободно и, желательно, за чужой счет.

Даже обворовывание собственных родителей в подобной среде считалось нормой и имело свои «обоснования». «Рая и Катя учили меня, что папа с мамой наказывали меня, заставляли делать уроки, пороли, издевались, вот теперь пора им платить по счетам за содеянное», – так объяснила удивленным следователям Таня Морозова тот факт, что она украла у матери все ювелирные украшения, а потом прогуляла вырученные от их продажи деньги с подружками.

В Горьком были проведены массовые проверки учебных заведений, в ходе которых выяснилось, что подобных молодежных группировок, исповедовавших идеологию легкой жизни, полно во всех районах. Особенно большой шок у общественности вызвали выдержки из личного дневника семиклассницы Раисы, ученицы школы № 122 Приокского района, опубликованные в прессе. «Я в классе прогуляла два урока, вызвали мать, – писала девчушка. – Я по-прежнему плохо себя веду, по алгебре у меня две пары, а по физике тоже…

Позавчера мы не учились потому, что ходили на практику с коровами в колхоз. Мы с мальчиками убежали. По дороге они дали нам покурить. Я с Таней покурила сигареты… Сегодня с утра я пошла в школу, но потом решила прогулять вместе с мальчиками. Пошли с ними в парк и там пили вино… Я уже точно решила, что останусь на второй год. Но мне на это уже плевать, я поняла, что жизнь и без уроков очень интересная и полна ярких ощущений».

ВЫТОЧИЛ НА СТАНКЕ КИНЖАЛ И ИСПЫТАЛ НА ДРУЖИННИКЕ

Не успел утихнуть резонанс с гулящими школьниками, как в прессе были опубликованы подробности очередной скандальной истории. В один из вечеров на проспекте Жданова автозаводские дружинники задержали группу пьяных в хлам юношей, пристававших к прохожим и распевавших матерные песни. Один из них кинулся бежать, а когда 57-летний А. Тарасов настиг хулигана, тот внезапно выхватил огромный (почти как сабля) кинжал и вонзил его стражу порядка в живот…

По горячим следам был арестован 16-летний учащийся ремесленного училища № 1 Леша Гусев, при обыске у которого следователи нашли целый склад новых блестящих клинков. Выяснилось, что парень в январе, феврале и апреле проходил практику в инструментально-штамповальном корпусе ГАЗа. Там то он прямо на заводских станках из специальной стали выточил целый арсенал холодного оружия, который свободно выносил через проходную, складировал дома, а потом продавал друзьям и знакомым.

При этом ближайшему из них – 16-летнему ученику школу № 136 Заварзину – Гусев честно признавался, что хотел бы при случае испытать свою продукцию в деле, «пырнуть» ей какого-нибудь пижона или легавого. И вот такой случай представился. Такие вот неожиданные результаты дала «производственная практика» …

Кто же, спрашивается (возвращаясь к началу этой статьи), оказал то самое «тлетворное влияние» на описанную «часть неустойчивой молодежи»? Ответа на этот вопрос милиции и общественности найти не удалось (получалось, вроде как сами распутные девчонки и мальчишки друг друга и развращали). В связи с чем всю вину на сей раз возложили на школы, в которых те учились. Например, в 26 школах Автозаводского района сразу после начала очередного учебного года 55 подростков бросили учебу и попросту исчезли.

Однако никто из классных руководителей и учителей никаких мер в связи с этим не принимал, не выяснял, как проводят время и чем занимаются прогульщики, не приходил к ним домой и не вызывал в школу родителей. Действовали по принципу: двоечник с возу, школе легче. Многие педагоги, как оказалось, не только не боролись с пьянством, но и сами потворствовали ему, можно сказать, выступали организаторами.

«Не секрет, что иногда для учеников 10-х классов после окончания экзаменов устраиваются вечера с выпивками, – читаем в газете. – Так было, например, 21 июня в школе рабочей молодежи № 3 Приокского района, где окончили 10-й класс Боровской Геннадий и Бибиков Игорь – участники одной из групп, ведшей легкомысленный образ жизни. В этом вечере, для организации которого учащиеся трех десятых классов собрали по 6 рублей, участвовали учителя и 70 учащихся. Многие учащиеся перепились. Их отводили в другие помещения, где они отсыпались, а потом вновь пили водку. Так продолжалось до утра».

ШАЙКА «САРАЙНЫЕ КРЫСЫ»

Именно плохой воспитательной работой в школе и недостаточным вниманием со стороны взрослых объясняли тот факт, что и вступив во взрослую жизнь молодые люди зачастую сворачивали с прямого и светлого «пути к коммунизму» на скользкую и кривую дорожку «легкой жизни».

Весной 1962 года Советский райотдел милиции (в то время район объединял территории нынешних Нижегородского и Советского районов) был буквально завален заявлениями от граждан, жаловавшихся на обворовывание сараев, чуланов и кладовых в центре города, на улицах Лядова (ныне Большая Печерская), Ульянова, Ковалихинская, Семашко и других. Стоит отметить, что в начале 60-х годов историческая часть города представляла собой большую деревню. Там преобладали старые дореволюционные дома, бывшие особняки и прочие лачуги, окруженные целыми лабиринтами многочисленных хозпостроек и приусадебных хозяйств.

В эпоху, когда человек начал покорять космос, в старых горьковских трущобах по-прежнему можно было услышать мычание коров, хрюканье свиней и кукареканье. Небольшие подсобные хозяйства в те не очень сытные времена помогали жителям прокормиться и позволяли получать дополнительный доход, сбывая полученную продукцию на базарах. И вот некие лица стали по ночам регулярно обчищать городских фермеров, взламывать курятники, свинарники, погреба и выносить оттуда все подчистую.

В итоге милиционерам пришлось усилить патрулирование, каждую ночь по улицам стали курсировать пара ГАЗ-69, два мотоцикла и несколько пеших нарядов. Также к операции привлекли общественность, включая народных дружинников. Но долгое время патрулирование не давало никаких результатов. А все потому, что и стражи порядка, и сами обворованные были уверены: кражами занимаются местные антисоциальные элементы (бомжи и спившиеся алкоголики). Именно такой контингент и попадал в поле зрения. А вот шатавшаяся по подворотням и переулкам прилично одетая молодежь была вне подозрений. И, как оказалось, зря…

В одну из ночей милиционер В.А. Тихомиров прохаживался по перекрестку улиц Минина и Провиантской, что напротив политехнического института. В какой-то момент навстречу попались два парня. Увидев человека в милицейской форме, один из них явно начал нервничать, замедлил шаг, а потом попытался незаметно отбросить в кусты большую сумку. Тихомиров решил задержать молодых людей, а заодно проверил содержимое выброшенного (там оказались два куска мяса и две обезглавленные курицы).

При этом юноши твердили, что это «не их барахло», мол, гуляли, увидели кем-то оставленную сумку, проверили содержимое и выкинули. После доставки в отдел выяснилось, что задержанными являются бывший сотрудник Научно-исследовательского радиофизического института (НИРФИ) 25-ти летний Геннадий Шувалов и бывший слесарь «Ростогмонтажа» 19-летний Виталий Прончатов.

При досмотре у них нашли небольшой ломик и нож со следами куриной крови. Вскоре были задержаны и трое сообщников: Валерий Шувалов и Игорь Прончатов (братья первой пары), а также несовершеннолетний Юрий Миловидов. В ходе обысков на квартирах следователи изъяли множество ворованного добра и крупные суммы денег.

Как установило следствие, лидером группы являлся самый старший – Шувалов. Молодой человек с отличием закончил школу, затем политех, после чего устроился на работу в НИРФИ. Однако вскоре «скучная» и «нудная» жизнь, которую пропагандировала советская идеология, парню надоела, он стал постоянно опаздывать, прогуливать и в итоге был уволен.

Примерно таким же путем двигался и Валера Шувалов. Только поступать в вуз тот не захотел, а сразу после школы и службы в армии устроился работать водителем грузовика. Однако труд за баранкой оказался вовсе не таким романтичным, как показывали в кино, поэтому парень его быстро бросил и стал искать легкие заработки. «А зачем работать, посмотри вокруг, у людей полно всякого «лишнего» добра, только взять нужно», – учил Валеру старший братец. А потом уговорил совершить первую кражу из сарая собственной соседки по дому.

После этого братья нашли еще нескольких любителей «свободы», проживавших в центре города, и сколотили из них шайку, которую почему-то (то ли в виде иронии, то ли для конспирации) не очень пафосно нарекли «сарайные крысы». Выбирая в основном дождливые ночи, когда была ограниченная видимость, и на улицах ходило меньше людей, молодые люди проворачивали «дела», после чего часть похищенного съедали сами, остальное (в том числе вещи) продавали на базарах или случайным прохожим.

На вырученные средства «крысы» модно одевались, ходили в рестораны и на танцы, ездили на такси, в общем, жили красиво. На сей раз журналисты во всем обвинили соседей жуликов. Дескать, те видели, что парни ведут «безалаберный» образ жизни, не работают, но никаких мер не приняли.

«Плохо еще мы воспитываем нашу молодежь!» – сетовал товарищ Саахов в вышедшем спустя 5 лет после описываемых событий фильме.

Дмитрий ДЕГТЕВ    «Ленинская смена»

Криминальная хроника города Горького

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений