Лев Толстой был первым «Навальным»?

массовые протесты в России,
Print Friendly, PDF & Email

«Площадь перед собором была очищена от производивших беспорядки к часу дня, после чего чины наряда полиции и казаков вынуждены были в течение нескольких часов устранять скопление на Невском проспекте собравшихся, к сожалению, в громадном количестве между Садовой улицей и Полицейским мостом любопытствовавших, крайне стеснявших действия полиции.

Всего задержано 4 марта 760 человек, из коих 339 студентов высших учебных заведений столицы, 377 женщин, преимущественно слушательниц разных женских курсов, и 44 посторонних. Во время драки с толпой ранен эсаул Исеев и нанесен сильный удар приставу подполковнику Вильчевскому.

Получили удары и поранения, потребовавшие оказания медицинской помощи, 20 городовых и 4 казака, из числа арестованных 18 мужчин и 14 женщин». («Нижегородские губернские ведомости», 14 марта 1901 года.)

«ГОСПОДА! ВСЕ ПЛОТНОЙ ТОЛПОЙ НАПРАВО – ПО НЕВСКОМУ!»

И как тут снова не вспомнить известный афоризм Виктора Степановича Черномырдина: «Никогда у нас такого не было, и вот опять»! О том факте, что первые массовые уличные протесты в России организовали студенты, а их участниками в подавляющем большинстве была молодежь (17 – 19-летние юноши и девушки), в советские времена никогда не упоминалось. И неудивительно.

Во-первых, ни социал-демократы, ни Ленин не сыграли в тех событиях ни малейшей роли, во-вторых, это никак не вписывалось в марксистскую теорию о борьбе эксплуатируемых классов (пролетариата и крестьянства) за свои права.

Напротив, в большинстве своем тогдашние студенты являлись выходцами из вполне благополучных и богатых семей и, казалось бы, должны были испытывать благодарность к царю за то, что тот дал им возможность жить вольной, богемной жизнью, а не трудиться с утра до ночи, как большинство их сверстников, на фабриках и полях!

Именно поэтому у тогдашней общественности и чиновников тогдашние молодежные акции, прошедшие, отметим, задолго до Русско-японской войны (именно она традиционно считается причиной последующих событий), вызвали настоящий шок, непонимание и даже страх. Кто же их так воспитал (или же, наоборот, не воспитал!), подстрекал и вовлекал в эти бесчинства?

События начались 19 февраля. В этот день по всей стране широко отмечалось 40-летие отмены крепостного права. Дата считалась «концом рабства», началом эпохи надежд и свободы, пусть и относительной, неполной. В газетах по этому поводу печатались стихи, вроде этих:

В девятнадцатый день февраля, сорок лет с той поры промелькнуло,
Как по воле державной Царя цепи рабства Россия стряхнула.
И – взамен крепостного труда – двадцати двум мильонам народа,
Как поры возрожденья звезда, золотая сияет Свобода!»

В Петербурге в огромном Казанском соборе проходила божественная литургия, а затем был общий молебен. На них присутствовало большое количество молодежи, в основном студентов.

Когда мероприятие закончилось, оно неожиданно, прямо на паперти перед собором, трансформировалось в митинг, во время которого неизвестно откуда появившиеся ораторы стали произносить речи политического характера.

«На требование полиции разойтись собравшиеся ответили отказом, и в толпе послышался призыв: «Господа! Все плотной толпой направо – по Невскому! – так описывала последующие события газета «Нижегородские губернские ведомости».

– Следуя этому призыву, толпа с пением песен повернула на Невский, заняв часть улицы и весь тротуар. Вытребованным немедленно нарядом полиции толпа эта была оттеснена во двор дома Санкт-Петербургской городской думы, причем никаких увечий никому нанесено не было.

Во дворе думы участники толпы переписаны в числе 244 человек, из которых оказалось студентов высших учебных заведений столицы – 71, слушательниц разных женских курсов – 128, других женщин – 20 и посторонних – 25.

Переписанные были затем распущены по домам. Об участниках данного беспорядка возбуждено дознание, которому дан надлежащий ход». В тот же день аналогичная акция прошла в Харькове, там полиция задержала 136 человек, из которых 24 были отправлены в тюрьму.

В то время в стране не только не было интернета и пресловутых соцсетей – даже обычный телефон являлся экзотикой. Тем не менее весть об акциях протеста и жестких действиях полиции быстро распространилась по городам и весям. И спровоцировала дальнейшие события.

23 февраля уже в Москве толпа молодежи ворвалась в здание университета (на улице был сильный мороз) и устроила там митинг, во время которого требовала освободить всех арестованных и прекратить бесчинства полиции.

На сей раз «переписали» уже 613 человек, 53 из которых на следующий день под конвоем отправили в тюрьму. В ответ на это в конце февраля на московских улицах провели сразу несколько акций протеста, сопровождавшихся драками молодежи с полицией, казаками и битьем уличных фонарей (все помнят, что «темнота – друг молодежи»).

С ПОЛИЦИЕЙ БИЛИСЬ ПАЛКАМИ И ЖЕЛЕЗНЫМИ ПРУТЬЯМИ

Но главные события были еще впереди. В 11 часов 4 марта возле Казанского собора в столице, который тогда выполнял роль своего рода «майдана», стала собираться большая толпа людей, к которым вскоре примкнули двигавшиеся со всех сторон студенты питерских вузов. К полудню вся паперть колоннады, сквер и соседние проезды были заняты народом.

«На требования полиции разойтись большая часть присутствовавших не обращала никакого внимания, – сообщалось в официальном правительственном отчете об этом событии. – В толпе распространялись по рукам разныя листки, а один студент возле дверей собора начал громким голосом читать воззвание от имени петербургских студентов с предъявлением разных требований…

При появлении отряда полиции и казаков окруженная толпа, подаваясь назад к дверям собора, стала бросать в войска и полицию разные предметы.

Несколько студентов пытались при этом развернуть имевшиеся при них красные и белые флаги с разными надписями, которые от них были немедленно отобраны. С правой стороны собора часть толпы вступила в борьбу с рассеивавшим ее нарядом полиции и казаков, действуя палками и взятыми с паперти железными прутьями от ковров и бросая калошами, обледенелым снегом и каменьями».

Ну а вскоре кто-то метко запустил молотком в командира 2-й сотни Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка (таково традиционное правописание) есаула Исеева. Молоток попал руководившему разгоном протестующих офицеру прямо в голову, после чего тот, окровавленный, повалился с коня наземь.

После этого разъяренные казаки массово спешились и ринулись в атаку на паперть, не обращая внимания на летящие в них предметы.

Часть протестующих в итоге была оттеснена от собора, другая же забежала внутрь, заперев за собой двери главного входа. При этом швейцару, который заявил, что храм не место для беспорядков и хулиганства, просто дали в морду, а терпеливо продолжавшего богослужение попа схватили за рясу и прогнали с амвона.

Фактически захватившие собор молодые люди вели себя демонстративно нагло, расхаживали по нему прямо в головных уборах, раскуривали папиросы и плевали на пол. Присутствовавшие на молитве верующие в ужасе покинули помещение через боковые двери.

Собравшись в дальнем помещении храма, молодые люди в итоге решили, что долго им тут не просидеть, рано или поздно стражи порядка все равно решатся войти внутрь. Посему спешно уничтожили все имевшиеся при них компрометирующие предметы – флаги, листовки и прокламации. Часть изорвали, часть сожгли, разведя прямо за алтарем костерок.

Ну а потом выслали парламентеров, которые сообщили полиции о желании сдаться властям. Всего из собора «приняли» около 300 человек, большинство из которых оказалось студентами и гимназистками.

«ПОСЕМУ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЯ ОБ ОТПАДЕНИИ ЕГО ОТ ЦЕРКВИ…»

Не успели власти прийти в себя после массовых протестов, как в ночь на 9 марта произошло еще одно шокирующее событие. Молодой мужчина подошел к дому обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева на Литейном проспекте, после чего прямо через окно нижнего этажа четырежды выстрелил в сидевшего за своим письменным столом чиновника.

Три пули попали в стены и потолок кабинета, а четвертый выстрел дал осечку. Сам Победоносцев в панике бросился под стол. Покушавшийся был задержан «по горячим следам».

К немалому удивлению правоохранителей, им оказался вовсе не какой-то пролетарий и даже не студент, а чиновник – статистик Самарской губернской земской управы и сын титулярного советника Николай Лаговский.

Кстати, это было не первое покушение на обер-прокурора: в июне 1893 года его пытался зарезать воспитанник 5-го класса Псковской духовной семинарии Владимир Гиацинтов. Тогда Победоносцева спас его лакей, а сам нападавший оказался инвалидом, передвигавшимся на костылях…

Позднее выяснилось, что поводом для второго нападения на обер-прокурора стало «Определение и послание Святейшего синода о графе Льве Толстом» от 20 – 22 февраля, согласно которому тот был официально отлучен от церкви. Писателя обвинили в распространении «противохристианского и противоцерковного лжеучения», в «отрицании Господа нашего и безсеменного зачатия Христова», в «отвержении всех Таинств», распространении всякого рода хулы на священнослужителей и прочих злодеяниях.

«Посему, свидетельствуя об отпадении его от церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разуме истины. Молимся, милосердный Господь, не хотяй смерти грешных, услышь и помилуй его и обрати его ко Святой Твоей Церкви. Аминь», – говорилось в конце сего документа.

К слову, подписи самого Победоносцева под ним не было: бумагу заверили только митрополит Санкт-Петербургский, митрополит Киевский, митрополит Московский, архиепископ Холмский и Варшавский, епископ Кишиневский и еще два смиренных епископа.

МОЛОДЕЖЬ СОВСЕМ НЕ УВАЖАЕТ ГОСВЛАСТЬ

В тот период именно отнюдь не молодой Лев Толстой был одним из идеалов либерально настроенной российской молодежи. Его сочинения и письма на тему того самого «лжеучения» имели огромную популярность среди студентов, которые тайком размножали и распространяли их между собой. Разумеется, во всем этом был не только религиозный, но и политический подтекст.

Ведь если никакого Бога не существует, а все христианское учение ложное, значит, и царская власть, все государство, якобы Богом одобренное, – они тоже ложные? В общем, когда упомянутый Лаговский, тоже обожавший Толстого, прочитал в газете определение синодмассовые протесты в России,а, он тотчас решил отомстить церкви, причем публично и дерзко.

А именно взять да и убить самого Победоносцева, долгие годы считавшегося символом «отсталости» и «реакции», блюстителем старых традиций! Отлучение Льва Толстого от церкви подлило масла в огонь и во время мартовских протестов.

Чиновников же наиболее поразил тот факт, что беспорядки и откровенное хулиганство (в том числе в храме) не только не находили осуждения в обществе, но, наоборот, молчаливо и даже открыто поддерживались частью населения.

«К прискорбию, во время происходивших смут местное общество не только не оказало содействия усилиям правительственных властей, но во многих случаях само содействовало беспорядкам, возбуждая одобрением взволнованное юношество и дозволяя себе неуместное вмешательство в сферу правительственных распоряжений», – говорилось в одном из сообщений правительства на тему молодежных протестов.

«В последние четыре года из добродушного русскаго парня выработался своеобразный тип полуграмотного интеллигента, почитающего своим долгом отрицать семью и религию, пренебрегать законом, не повиноваться власти и глумиться над ней», – писал возмущенный виленский генерал-губернатор Петр Святополк-Мирский.

Эти события кому-то могли показаться (а царю точно показались) стечением обстоятельств, недоразумением и выходкой провокаторов. Какие-то «полуграмотные интеллигенты» слабовольную публику подговорили! И в это очень хотелось верить.

В действительности первые в истории России массовые уличные беспорядки говорили о том, что борьба между народом и властью перешла некую роковую черту, за которой отдельные дальновидные люди уже тогда узрели призрак настоящей катастрофы.

Именно тогда в стране, как пелось в одной из культовых песен группы «Любэ», по-настоящему «занималась алая заря»!

 

Дмитрий ДЕГТЕВ      «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений