В Починковском уезде колдуны выкопали… члена партии

Print Friendly, PDF & Email

О чем писала нижегородская пресса во время Гражданской войны

В культовой комедии «Кавказская пленница» герой Юрия Никулина, комментируя план похищения невесты (это же средневековый пережиток!), в оправдание произносит одну из знаменитых фраз: «А в соседнем районе жених украл члена партии».

Фильм как бы высмеивал дикие исторические традиции, которые каким-то образом сохранились в некоторых регионах СССР во времена, когда «космические корабли бороздят космос».

«А в соседнем уезде колдуны выкопали члена партии», – примерно так можно охарактеризовать вопиющие «исторические традиции», господствовавшие 100 лет назад в Починковском уезде Нижегородской губернии.

В ПОЧИНКАХ ЦАРИЛ «ДИКИЙ САМОСУД»

Последние события в российских школах, когда вполне привычные с виду детишки без явного повода стали проявлять дикую агрессию, резать, поджигать и рубить топорами учителей и школьников, не на шутку перепугали всю страну.

Как водится, возникли извечные российские вопросы: «Кто виноват» и «Что делать»? Одни валят всё на соцсети, интернет, компьютерные игры и «злое кино», которое показывают по телевизору. Насмотрятся, мол, нормальные дети всяких убийств и идут воплощать их в реальность!

Другие винят во всем семью: дескать, кто-то «воспитал жестокость». Ну а третьи вспоминают про советскую мораль и комсомол, которые «правильно воспитывали». Кое-кто, наоборот, вспомнил о православных ценностях: мол, таковые учили только любви к ближнему и почитанию учителей.

А вот столетие назад все причины жестокости молодая советская власть списывала исключительно на пережитки темного прошлого и те самые (тоже темные) религиозные, то есть православные, традиции. Именно всеобщей темнотой, безграмотностью и тупостью, доставшейся от старой власти, объясняли безобразия, творившиеся в некоторых отдаленных районах вроде Починковского уезда.

Там в порядке вещей были массовые кровавые расправы односельчан друг над другом, а также убийства родителями собственных детей. Например, крестьянин Никашин в один прекрасный день зарезал свою дочь только за то, что она «не слушалась и отказывалась молиться, как положено». На суде гражданин заявил в свое оправдание, что дети обязаны почитать своих родителей и беспрекословно выполнять их наущения. А раз не понимают по-хорошему, то и незачем им жить на свете!

Житель Починок немолодой уже ремесленник Гнусеев решил женить своего молодого сынка на дочери коллеги по ремеслу – договорился о свадьбе, получил согласие другой стороны, но самого отпрыска спросить забыл. А зачем? Родители же лучше знают, на ком жениться и с кем внуков плодить.

Однако Гнусеев-младший идти под венец наотрез отказался, заявив, что любит другую. Папаша нещадно лупил его, морил голодом, рвал волосы, голым выгонял на мороз, но ничего не помогало. В итоге, когда сынок твердо заявил, что жениться на нелюбимой барышне не желает, Гнусеев самым гнусным образом зарубил его топором.

Правда, и детишки иногда отвечали взрослым тем же – убийствами! Так, братья Петр и Карп Карташовы, 12 и 10 лет от роду, долгое время подвергались истязаниям со стороны папаши-крестьянина. Тот нещадно хлыстал их кнутом, за малейшие провинности запирал в холодном сарае, а во время молитв заставлял биться лбом об пол и каяться в грехах, главным из которых опять же было непослушание.

В конце концов дети решили просто избавиться от злобного родителя, а потом покончить с жизнью. Когда после очередной сельской попойки Карташов-старший уснул, Петя и Карп подожгли избу, а дверь «заботливо» подперли снаружи поленом.

Вместе с отцом сгорели живьем мать, два односельчанина, две малолетние сестры, а также все надворные постройки с тремя коровами и пятью свиньями. После этого поджигатели отправились выполнять вторую часть плана, то есть кончать с собой. Дойдя до колодца, старший мальчик перекрестился и сиганул в него. Однако вода оказалась замерзшей, в связи с чем Петя просто упал на лед и сломал обе ноги. А вот Карпуша прыгать не стал…

«Дикий самосуд друг над другом по одному, иногда даже ложному, подозрению, зверские убийства собственных детей за непочтение и обиду родителям – всё это не редкость в уезде и всё это настоятельно требует от партийных и культурно-просветительских организаций развивать среди населения антирелигиозную пропаганду до наивысшей степени», – писала по поводу безобразий в Починковском уезде газета «Нижегородская коммуна».

«ТЕМНЫЕ МАССЫ ТУГО ПОДДАЮТСЯ ВЛИЯНИЮ СВЕТА»

Впрочем, не только расправами над детьми и самосудом был славен в те времена Починковский уезд. Жители этого края всерьез верили в воскресших и ходячих мертвецов, а на местных кладбищах и вовсе можно было увидеть страшные массовые обряды, напоминавшие картины древнего мира и язычества.

Например, стоит на дворе плохая погода, долго нет снега в январе или, наоборот, длительное время держится лютый мороз. Казалось бы, как люди православные, починковцы должны были принять всё это со смирением, ведь на всё воля божья! Ан нет.

Оказывается, всему виной какой-нибудь утопленник или удавленник, которого «неправильно похоронили» на кладбище или рядом с ним. Его не успокоившаяся душа и бродит по уезду, навевая ледяной ветер или «не пуская снег». «Слышите, как ветер дует? Это мертвый Васька Сидоров поет», – говорили испуганные крестьяне.

Собиралась толпа народу, шла на ту или иную могилу, выкапывала полуразложившийся труп и… колдовала над ним, произнося загадочные заклинания. И если через пару дней погода «чудесным образом» менялась, все верили, что это и есть наглядный результат! Вот что труп заколдованный делает!

«Где суеверие, там и темнота, говорит здравый смысл, где темнота, там и преступления, – рассказывала рубрика «Уездная хроника». – Город Починки с его окрестностями издавна славен своей «религиозностью», и не было и нет такого уголка в губернии, где бы всевозможные пороки и акты злой воли были так же распространены, как в Починковском уезде…

Только одни «святые» могли соперничать в Починках в смысле уважения к себе граждан, и потому «святых» и «преподобных» в Починках было всегда много. Пресловутый Миша Шарин до сих пор не умер в памяти стариков, и безумные выкрики этого сумасшедшего человека до сих пор передаются как таинственные пророчества, которые предусматривали даже события последних дней.

Явления мертвецов, связь присутствия на кладбище могилы удавленника или утопленника с состоянием погоды, сверхъестественные наказания детей за неуважение к родителям. Все эти дикие предрассудки пересказывались очевидцами и принимались на веру далеко за пределами Починок.

Пролетарская революция сделала много в области народного образования, и не перечтешь тех трудностей, с которыми приходилось и приходится бороться Починковской партийной организации в ее культурно-просветительской работе. Но темные массы туго поддаются влиянию света, и Починковский уезд до сих пор один из самых темных уголков губернии».

Наибольшее возмущение общественности вызвали факты выкапывания из свежих могил коммунистов, в том числе погибших во время революционных событий – от рук кулаков и бандитов. Причем это явление в связи с голодом, эпидемиями и прочими событиями приобрело поистине массовые масштабы. Не успевали на починковских кладбищах закапывать новых покойников, как могилы тотчас разрывали и вытаскивали мертвецов для проведения обрядов – то с целью получить еду, то чтобы отогнать холеру…

«Последние сессии Починковского нарсуда раскрывают перед нами поистине средневековую картину издевательства над трупами с целью вызова погоды, – писала пресса. – Во времена Миши Шарина починковцы оперировали только над людьми, «умершими не смертью», теперь взялись за могилы коммунистов и в целом ряде сел, включая и сам г. Починки, колдовали на кладбищах целыми толпами».

УЕЗДНАЯ ЧК ПРОТИВ ВОСКРЕСЕНСКИХ «ПАРТИЗАН»

Указанные события происходили на фоне массовых бандитских выступлений в губернии. Спустя годы их стали именовать исключительно «белогвардейскими», хотя сами бандиты, как правило, не имели к «белой гвардии» ни малейшего отношения. Разбойники и грабители нередко носили поношенную военную форму царской армии, что и давало формальный повод называть их «белыми» и «контрреволюционерами».

«Нет никакого сомнения, какова роль чрезвычайных комиссий в деле борьбы с преступлениями и что поднятый в центре вопрос об изменении их функций, упразднении комиссий уездных, вероятно, будет снят с обсуждения, так как многими из правящих кругов на местах упразднение этого органа признано, по меньшей мере, преждевременным, – отмечала статья «Нападение на Воскресенский уезд».

– Возможно ли думать об упразднении уездных комиссий в нашей, например, губернии, где то в одном, то в другом уезде или волости вспыхивают вооруженные восстания, проявляются грабежи, насилие, спекуляции и т.п.? На днях серьезное дело разыгралось в Воскресенском уезде, которое представляется в таком виде.

7-го февраля в воскресенскую уездную чрезвычайную комиссию поступило сообщение, что в пределах уезда появилась шайка вооруженных людей, производящих грабежи и насилие, терроризирующих население сел и деревень. Шайка достигает 50 человек. Часть ее одета в старые солдатские шинели, часть в простых рваных полушубках. Все они скрываются в окружных лесах, делая набеги.

Было совершено нападение на Глуховский волостной совдеп, на Воздвиженский, причем в последнем случае, помимо совдепа, где бандиты похитили 10000 рублей, был ограблен и районный военный комиссариат. Эта же шайка, весьма предусмотрительно, рвет и портит телеграфные провода, в целях обезопасить себя от присылки вооруженной силы из уездных центров.

Шайка бандитов успешно оперировала в пределах уезда, и, как доносят из Воздвиженского военкомата, она достигла 200 человек. В Воскресенском были мобилизованы местные силы из коммунистов и отряда «упраздненной» чрезвычайной комиссии, в помощь им было прислано из отряда губернской комиссии 100 человек.

При первом же столкновении шайка бандитов разбежалась и скрылась в лесах, к их розыску приняты самые энергичные меры.

Вся эта авантюра слишком красноречиво говорит о том, что уездная чрезвычайная комиссия как орган борьбы с преступным выступлением разного рода негодяев является необходимой, ибо до сих пор эти органы были главной силой и своими решительными, суровыми мерами поддерживали порядок».

НЕУДАВШИЙСЯ РЕЙД ПРОТИВ «СОЧУВСТВУЮЩИХ ПАРТИИ КОММУНИСТОВ»

«Весело» жили в то время и в других регионах. Например, в Ковернинском уезде, тогда относившемся к Костромской губернии, произошло побоище, которое в духе времени назвали «выступлением спекулянтов».

«5 февраля граждане Костромской губернии, Ковернинского уезда, д.д. Ключей, Токарева, Огибной, около 300 человек, вооружившись винтовками, револьверами, вилами и топорами, на подводах прибыли в д. Павлово Пятницкой волости с целью наказать граждан за то, что они, сочувствуя партии коммунистов, вели беспощадную борьбу со спекуляцией и отобрали у приезжих спекулянтов хлеб, – рассказывала криминальная хроника. – Огромная толпа направилась к дому граждан Григория Селицева, Константина Дельцева и Алексея Землагина, но получив отпор со стороны павловских граждан, бросилась бежать.

Во время схватки Селицев был убит, гражданам же Землагину и Дельцеву нанесены тяжкие побои. Прибывшим отрядом беспорядки ликвидированы и двое зачинщиков расстреляно. Дознанием установлено, что толпу собрали кулаки-спекулянты, которым запрещалось продавать по бешеным ценам хлеб».

Виктор МАЛЬЦЕВ   «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений