Ходячие мертвецы по-богородски . 1896 год

https://bogorodsk24.ru/2023/03/11/hodyachie-mertveczy-po-bogorodski/#
Print Friendly, PDF & Email

«ВАНЬКА ТИМОХИН ПРИШЕЛ, КОЕГО СХОРОНИЛИ МЫ ДАВНО…»

На Руси издревле боялись мертвецов. Еще во времена язычества у славян сложилось поверье, что «настоящей» смертью является лишь естественная кончина от старости. Всякая же смерть или гибель «раньше срока» вызывала различные подозрения.

Наши предки полагали, что если человек оставил этот мир «слишком рано» – к примеру, был убит, помер от странной болезни и тем более сам удавился, – то он вполне может возвратиться в мир живых в разных обличиях (в том числе в полуразложившемся теле) и попытаться как-то «дожить свой век»!

Суть данной «теории» состояла в том, что «неправильно умершего» человека по чисто формальным основаниям (скончался не по воле божьей) не могут принять ни в рай (с другими праведниками), ни, соответственно, в ад – с толпой грешников. Даже в приеме на Страшный суд таким покойникам отказывают, и они как бы застревают между двумя мирами.

«Восставших покойников» часто обвиняли в эпидемиях, неурожаях, в проливных дождях и, наоборот, засухах, в прочих «преступлениях». В темное время суток ходячие мертвецы мерещились людям гуляющими по лесам, болотам и деревням, не говоря уже о кладбищах, к которым по ночам даже приближаться боялись.

В нынешние времена в ходячих мертвецов уже мало кто верит, хотя бессознательный страх перед покойниками и всем, что связано со смертью, разумеется, никуда не делся. Не случайно фильмы про зомби пользуются неизменной популярностью. При этом кинематограф унаследовал из страшилок прошлого главный постулат – о том, что мертвого можно тем или иным способом повторно убить.

Именно последнее обстоятельство сыграло ключевую роль в нашей истории, которая произошла в селе Богородском в конце XIX века! Уникальные подробности нам удалось обнаружить в криминальной хронике 1896 года.

В один из солнечных весенних дней традиционное спокойствие провинциального Богородского нарушили дикие нечеловеческие крики и визги. Затем на улицах появились фигуры мечущихся из стороны в сторону людей, неустанно крестящихся, целующих нательные крестики и вперемешку с молитвами бормочущих что-то невнятное.

Казалось, что богородчане бегут от чего-то ужасного, которое они только что увидели. «Господи, помилуй, прости души наши грешные, спаси от нечистой силы», — доносилось отовсюду. Потом послышались примерно такие диалоги:

— А что случилось то?! От кого спасаемся?

— Упырь! Живой упырь… Мертвец пришел с того света…

— Господи Исусе! А кто пришел то?

—  Ванька Тимохин пришел, которого схоронили мы давно….

УПЫРЬ ПОПРОСИЛ ВЫДАТЬ ЕМУ НОВЫЙ ПАСПОРТ!

За несколько часов до описываемых событий в церковь зашел ничем не приметный мужик, с виду крестьянин, который решительной походкой подошел к священнику и заявил: «Я Иван Тимохин, умерший и похороненный назад тому пять лет!» Поп, разумеется, воспринял это, как шутку, причем плохую и кощунственную.

К тому же выглядел покойник уж очень бодро и «живо», по внешнему виду никак не походил на восставшего из могилы упыря. Но и на сумасшедшего тоже не смахивал (как и на пьяного). Батюшка попытался было выпроводить странного посетителя, но тот с серьезным лицом настаивал: «Да, меня схоронили назад тому пять лет! Проверьте…»

В общем, священник все-таки поднял записи и установил, что под указанным именем действительно числится умерший в 1891 году богородчанин. Впрочем, доказать, что Тимохин — это именно он, гражданин не мог, так как, по его словам, «у мертвеца не может быть паспорта»!

В итоге поп препроводил странного мужика в Волостное правление, где того первым делом арестовали. А потом, посовещавшись, повели к указанному им месту жительства для опознания личности… Можно лишь представить изумленные лица сопровождавших, когда прохожие начали неистово вопить, креститься и разбегаться в разные стороны.

Иные же, напротив, замирали в оцепенении от ужаса, роняя на землю мешки и авоськи. В общем, опознание прошло успешно, в смысле, ранее знавшие Тимохина люди подтвердили, что это он, а также тот факт, что лично видели его мертвым и похоронили! Значит, действительно упырь?!

Чтобы окончательно удостовериться в этом, правление постановило разрыть могилу покойного. Которая, к слову, оказалась совершенно заросшей, родственники и знакомые, видимо, туда не частили. Вскоре нанятые мужики откопали гроб, а когда открыли его, последние сомнения богородчан в том, что перед ними действительно живой мертвец, рассеялись. Гроб был совершенно пуст и при этом заколочен снаружи!

«Что же ты хочешь от нас теперь?» — робко спросил у покойного потрясенный представитель правления.

— Паспорт новый выдайте, пожалуйста!

«Я ЗАБОЛЕЛ ВНЕЗАПНО И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ УМЕР»

Чтобы легализоваться в мире живых, Ивану пришлось подробно пояснить, как именно он вернулся из мира мертвых. Рассказ звучал так: «Я заболел внезапно и через несколько дней умер. Дело было страдное. Помню, как меня обмывали, как одели и положили в гроб. Помню отпевание и плач жены и детей и, сознавая, что меня хоронят, я делал усилия, чтобы закричать, но не мог.

Наконец, меня отнесли на кладбище и оставили там. Могила еще не совсем была готова и могильщики ушли обедать, рассчитывая после обеда могилу дорыть и опустить меня в нее. Когда могильщики ушли, я очнулся и сделал усилие подняться. Слабо прибитая крышка отскочила, и я вылез из гроба».

https://bogorodsk24.ru/2023/03/11/hodyachie-mertveczy-po-bogorodski/#

Скорее всего, речь шла о летаргическом сне (в переводе с греческого lethe (забвение) и argia (бездействие). Это реально существующая редкая болезнь, когда человек находится без сознания, без движения, не реагирует на звук, на прикосновения, на свет и в этот момент его нереально разбудить.

Причины данного явления до конца не изучены, есть версии, что дело в патологии сна, проблемах в обмене веществ и даже шизофрении. Человек впадает в сон внезапно и может находиться в этом состоянии от нескольких часов до нескольких месяцев. Сознание пациента в состоянии летаргии обычно сохраняется, он способен воспринимать события вокруг, но не может никак отреагировать. В XIX веке, особенно в провинции, как такового заключения о смерти никто не составлял, а учитывая первобытный страх перед покойниками, даже внимательного осмотра тела порой не проводили.

Когда Тимохин «ожил», он сразу вспомнил легенды про упырей (нередко за таковых принимали «странно умерших», раскапывали их могилы и «добивали»). Поэтому он резонно испугался, что когда односельчане увидят «восставшего мертвеца», они не станут разбираться, а со страху прикончат его по-настоящему! Потому-то Иван закрыл гроб, спрятался в ближайшем лесу, откуда наблюдал собственные «похороны» со стороны.

Расследование установило, что один из могильщиков тогда обратил внимание на «легковесность» гроба, но другой сказал, дескать, праведник после отпевания всегда легок, а грешник – тяжел. «А на утро ушел, куда глаза глядят, — продолжал свой рассказ Тимохин. – Ходил по разным отдаленным селениям и работал, но тоска по своим близким заставила вернуться, да и паспорт нужен». К слову, сами близкие «воскрешению» оказались вовсе не рады.

Жена Ивана восприняла случившееся на удивление спокойно, а поначалу вовсе отказывалась признавать, что это он! Да и детишки, как ни странно, оказались ему не очень рады. За прошедшие годы семья вполне себе свыклась со смертью главы, к тому же вдова, как оказалось, горевала недолго и быстро нашла себе нового мужика. Да и скромное наследство «покойника» давно поделили.

Правда и сам Ваня возвращаться к былой жизни не захотел. Восстановив паспорт, он сразу же отправился в далекие края за новыми заработками.

https://bogorodsk24.ru/2023/03/11/hodyachie-mertveczy-po-bogorodski/#

 

Источник: Богородск24

 

 

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений