Послевоенные годы. Разгул криминала. Злачные места Горького

Print Friendly, PDF & Email

Из культового фильма «Место встречи изменить нельзя» все знают, что 1945 год принес народу не только победу над фашизмом,  но и невиданный разгул криминала.Расплодились воровские малины, в которых бандиты, жулики, карманники и хулиганы пропивали награбленное добро.

МИЛИЦИОНЕР УГОВАРИВАЛ ХУЛИГАНОВ РАЗОЙТИСЬ…

Сейчас многие уверены, что при Сталине у нас был порядок, нарушителей закона нещадно отправляли за решетку, а то и ставили к стенке. Однако в действительности советская милиция и прокуратура вовсе не спешили наводить порядок.

«Редакция «Горьковской коммуны» получила много писем, в которых трудящиеся выражают вполне законное возмущение тем, что некоторые работники милиции, прокуратуры и суда ослабили борьбу с хулиганами, ворами и грабителями, не проводят в их отношении жестокую карательную политику, не применяют к ним советских законов, предусматривающих строгое наказание за нанесение гражданам материального и физического ущерба, за оскорбление личности, за непристойное поведение в общественных местах, — писала «Горьковская коммуна» в мае 1945 года.

— За последнее время участились случаи карманных и квартирных краж, грабежей, уличных драк. Кое-где на рынках, на улицах, а иногда даже и в кинотеатрах разложившиеся выродки чувствуют себя порой хозяевами положения. Дебош, похабная ругань, сорванный головной убор – все сходит им с рук благодаря равнодушию многих нерадивых блюстителей порядка».

Типичный случай имел место в кинотеатре «Палас» (ныне «Орленок»). Там зрителям демонстрировался фильм «Поединок» — детектив режиссера Владимира Легошина по повести Льва Шейнина «Военная тайна». Картина, ставшая лидером проката 1945 года, рассказывала о том, как на вооружение Красной армии поступает новое сверхмощное орудие Л-2.

Инженер Леонтьев, которого сыграл знаменитый актер Андрей Тутышкин, отправляется на фронт для испытания в бою своего изобретения. Немецкой разведке во что бы то ни стало необходимо завладеть новым секретным оружием…

На одном из сеансов присутствовала группа подвыпивших парней. При просмотре они осуществляли дополнительное «озвучивание» фильма свистом и матерщиной и периодически выходили из зала в буфет, чтобы тяпнуть еще водочки.

Естественно, некоторым добропорядочным зрителям поведение молодых людей не нравилось, и они делали им замечания. По окончании просмотра «братва» решила разобраться с обидчиками, устроив с ними свой собственный поединок. «Линией фронта» при этом стало фойе кинотеатра.

Когда из зала появлялся очередной «лох», ухари подзывали его к себе и после короткой «предъявы» давали в морду. Вскоре началось настоящее побоище. Зрители в панике бежали к выходу, а администраторы кинотеатра и дежурный милиционер, вместо принятия жестких мер, лишь уговаривали хулиганов разойтись. Мол, продолжайте свои разборки, но только за пределами культурного учреждения…

В итоге, наподдавав всем, «кому следовало», довольные братаны удалились безнаказанными.

Нелегко жилось гражданину Кареву с той же улицы Свердлова, где находился «Палас». Однажды сделав замечание местным хулиганам Половинкину и Левину об их непристойном поведении, товарищ только накликал на себя беду.

Впрочем, у указанных граждан методы «воспитания» были более «гуманные», чем у дебоширов из кинотеатра. Бить морду Кареву они не стали, а попросту перебили в его квартире все стекла. Хозяин, как и положено, написал на «блатных» жалобу управдому и заявление в милицию.

А сам на последние деньги заказал новые стекла. Однако Карев напрасно надеялся на торжество социалистической законности. Никаких мер к Половинкину и Левину принято так и не было. Убедившись в безнаказанности, они повторно разбили гр-ну Кареву все окна…

… А ПРОКУРОРЫ ОТКАЗЫВАЛИСЬ ДАВАТЬ ОРДЕРА НА АРЕСТ

Имелись и вообще вопиющие факты. Нередко районные прокуроры даже отказывали милиционерам в санкциях на арест явных преступников, систематически терроризировавших население!

Десятки жалоб и заявлений поступили в Сталинский районный отдел НКВД на местных хулиганов Емельянова и Платонова. В чем только не обвиняли их честные граждане! И в приставании к девушкам, и в кражах и вымогательстве, и в систематическом пьянстве, и в антиобщественном поведении.

Когда, к примеру, Платонов увидел в трамвае понравившуюся ему соседку, он предложил той «выйти и прогуляться». Полученный отрицательный ответ явно не устроил «влюбленного», в связи с чем он попросту схватил девушку и прямо на ходу стащил ее из вагона на тротуар.

Помимо различных «подвигов» Емельянов и Платонов имели на своем счету несколько судимостей за кражи. Казалось бы, вот они – рецидивисты, дави их! Однако когда сотрудники милиции в очередной раз приходили в прокуратуру Сталинского района за ордером на арест, почему-то всегда получали отказ… Видимо, не были правоохранители солидарны с Глебом Жегловым, считавшим, что «вор должен сидеть в тюрьме»!

В том, что советский суд – самый гуманный суд в мире, на своем примере убедился еще один «фраерок полный», некий Вячеслав Чекулаев из Свердловского района (ныне Нижегородский).

После многочисленных приводов в милицию народный суд в 1944 году все-таки приговорил его к одному году заключения. Однако хулиган не смирился со своей участью и подал кассационную жалобу в Горьковский областной суд. Который заменил Чекулаеву реальный срок заключения на условный, мотивировав свое решение тем, что «преступление носило случайный характер».

И вот не успел пройти «условный» год, как «случайность» повторилась. Накануне победы над гитлеровской Германией Чекулаев привлек шестерых приятелей и вместе с ними совершил ряд краж и грабежей.

«Оставлять воров и преступников без заслуженного наказания значит поощрять их новые правонарушения, значит вредить нашей организованности, значит лишать сотни людей возможности спокойно жить и работать», — говорилось в статье «Беспощадно бороться с хулиганством» газеты «Горьковская коммуна».

ЗЛАЧНЫМИ МЕСТАМИ БЫЛИ ПАРК имени 1 МАЯ И СТАНЦИЯ «СТАЛИНСКАЯ»

Как водится, были в городе Горьком и такие неблагополучные места, куда законопослушные граждане соваться попросту боялись. Из-за их дурной славы. Таковой, к примеру, отличалась железнодорожная станция «Сталинская».

Она являлась конечной на ж/д линии, ведущей в Балахну, и находилась на нынешнем Сормовском повороте. Горьковчане неоднократно жаловались в милицию и прессу на всевозможные безобразия, творившиеся как на самой станции, так и в ее окрестностях.

На перроне постоянно происходили драки и дебоши, местная гордеевская братва нещадно грабила пассажиров, ожидавших поезда, а также сошедших с него. Отнимали не только деньги, но даже одежду и продукты. При этом название станции никого не смущало…

Вопиющий случай произошел утром 12 мая. Инженер завода «Красное Сормово» Н.В. Самсонов поехал со станции «Сталинская» на работу. Вскоре после отправления поезда гражданин почувствовал, как у него в кармане зашевелилась чья-то рука.

Самсонов тотчас попытался схватить стоявшего рядом с ним злоумышленника за руку и одновременно поднял крик: мол, товарищи, грабят! Однако остальные пассажиры предпочли безучастно отвернуться в сторону, сделав вид, что ничего не происходит.

В то же самое время подельники карманника схватили инженера под руки, подтащили к двери и на ходу выбросили из вагона…

Еще одним злачным местом, пользовавшимся дурной славой, был парк имени 1 Мая. В тридцатые годы он был излюбленным местом отдыха трудящихся. Однако за годы войны все изменилось. «Сейчас это захламленный проходной двор.

Исчезли аллеи, появились тропинки, ведущие во всех направлениях к широким проломам в заборах, — писала газета. – Здесь негде, как бывало, послушать концерт или посмотреть кинофильм. От танцевальной площадки остался один остов. Изящно были оформлены павильоны для чтения и настольных игр, сейчас они поломаны». Местные хулиганы уничтожили в парке все скамейки и побили скульптурные фигуры.

Однако, несмотря на всю эту разруху, в «парке», у которого, оказывается, даже был свой «директор», некто Дальский, еще и брали плату за вход. В будни посетителям надо было выложить 2 рубля, а в субботу и воскресенье — пятерку.

Немалые деньги, кстати. Спрашивается, за что же взималась плата в парке без единой скамейки, аттракциона и с разбитыми скульптурами?! А там бесперебойно действовало одно «предприятие» — пивная будка. Именно ее облюбовали окрестные блатные, фраера, а также рабочие завода «Красная Этна», заходившие опрокинуть кружечку-другую после трудового дня.

Ну а напившись, как водится, начинали выяснение отношений, периодически перераставшее в пьяные побоища. Вследствие чего зашедших в парк своими ногами товарищи выносили потом оттуда под руки.

Простые жители и детишки старались обходить это мрачное место стороной, а милиция, ввиду большой занятости, туда не заглядывала. А в День Победы – 9 мая – пивнушку и вовсе сожгли. Видимо, в честь победы над фашизмом…

Виктор МАЛЬЦЕВ    «Ленинская смена»

Криминальная хроника В Контакте
Поделись с друзьями
Добавить комментарий

Перед отправкой комментария, пожалуйста, помните об ответственности за размещение незаконного контента, в том числе и оскорблений

  1. Сева

    Был такой Сталинский район в нашем городе.

    Ответить
  2. ангмар

    Да, был. Сталинского еще много чего было)

    Ответить